01.09.2022
Музейная
педагогика в ДОУ
Музейная
педагогика – достаточно известное направление современной
педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала
играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально термин
«музейная педагогика» подразумевал, прежде всего, сотрудничество детского сада
и музея. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной
степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать свои
собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев
рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное
культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему
вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.
В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные
вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет
красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не
просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом
простым, доступным, ясным языком.
И тут на помощь взрослым наставникам
приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими
методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные
"Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и
историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и
прекрасная среда, в которой организуется патриотическое воспитание дошкольников.
Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам.
Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно,
целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.
Включение музеев в
образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может
показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и
незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена,
выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый
месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не
могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются
от очередного посещения благородного учреждения. Словом, количество никак не
переходит в качество.
Оказывается, дело вовсе не в частоте
посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного,
условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры.
Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной
информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или
экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и
безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в
руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.
Музейный педагог (воспитатель) должен
отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно
символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.
Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень
важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира
начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда
на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное,
интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях
и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу
в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится
роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может
повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.
На предваряющих музейное посещение
занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого
непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и
значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий»
предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или
философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и
т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители
вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении
разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
«Бабушкины чердаки и сундуки»,
семейные альбомы и реликвии - незаменимые помощники в изучении истории и
культуры. К тому же в распоряжении педагога имеется большой выбор
видеоматериалов и других иллюстративных материалов, открывающих богатейший мир
коллекций российских и зарубежных музеев.
Правило второе.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование
творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие
как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его
сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Слова, звучащие несколько пафосно, на
самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправленным
действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в
качестве противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно
и агрессивно захватывающих
сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка
с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от
китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные
временем и оцененные поколениями и экспертами произведения искусства и
артефакты истории, формировать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту
непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на
предваряющих занятиях. Так, участниками «диалога» могут быть старинные
предметы, отличающиеся изысканным вкусом: неброским рисунком, изящными линиями,
совершенной формой, например старинная амфора, изящная чашечка и др. В диалог с
ними вступают вещи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная»
амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, утрированными формами.
Словом, осуществлению этой важной
миссии по формированию у ребенка личностного, эмоционального отношения к
культурному наследию может способствовать музейное образование.
Правило третье. Культурологическое и
эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе
знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования
психологопедагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными
специалистами Я слышу - и забываю.
Я делаю - и
постигаю.
Это приписываемое Конфуцию изречение
может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен
важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение
осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:
То, что слышим, -
10%.
То, что видим, -
50%.
То, что делаем, -
90%.
В основе развивающих методик музейной
педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога и педагога Л.С.
Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, и
рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана Пиаже и педагога
Иоганна Генриха Песталоцци.
Уникален опыт
психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии
Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное
воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение
различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств,
развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и
интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование
чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И
ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со
своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников
архитектуры... Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей
действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно».
Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других,
окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление,
авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели:
«Делай, как я. Люби то, что близко мне».
Музейная педагогика в детском саду призывает
дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную
в них информацию, делать выводы и
осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные
специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный
вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении
сложнейшей психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих
ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный
методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного
освоения действительности:
«Ценностям
нельзя научиться, ценности необходимо пережить». На практике принцип включения ребенка в
активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном
девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand's on -
«знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией,
как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или
мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем
самым становятся личным приобретением каждого ребенка. Изучение и анализ практической и
теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы
музейных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие
методы, наиболее точно отвечающие психологопедагогическим установкам. Речь идет
социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании
предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации
самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов определяет
неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды,
шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой,
поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие
задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных
экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.
Ведущий метод в работе с детьми
дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные
ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками,
приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в
детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического
времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные
историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи:
развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление,
расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Правило четвертое. Музейное образование предполагает
необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
Формирование у ребенка целостной
картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к
окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного
профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам
и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые
включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и
культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй,
музей!»; в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными
углами зрения на основе музейного, предметного материала.
Правило
пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно
приносить радость. Тогда исторические и культурологические факты, великие
имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство
времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению
музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная
работа в них.
12.09.2022