АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДОМИСОЛЬКА» Данная программа имеет художественную направленность и направлена на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста от 3 до 7-8 лет, с учётом индивидуальных возможностей и способностей детей, на развитие творческих способностей детей средствами искусства и культуры. Программа состоит из четырех образовательных модулей. Каждый модуль рассчитан на 1 год обучения. Таким образом, полный срок реализации Программы - 4 года. Программа реализуется в форме кружковой работы, охватывает детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Содержание программы взаимосвязано с программой по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлена работа по следующим направлениям: - развитие чувства темпа и метра; - развитие чувства ритма; - развитие звуковысотного слуха; - развитие тембра; - развитие динамического чувства. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих). Обучение и воспитание в группах ведется на русском языке. Содержание программы: Программа кружка построена по принципу «от простого к сложному». Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов. 1- й год обучения (младшая группа) На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка, колокольчики, музыкальные молоточки, треугольник). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки). Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений. 2- й год обучения (средняя группа) На втором году обучения задачи первого года сохраняются, но они расширяются и углубляются. 3- й год обучения (старшая группа). На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры на ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. 4- й год обучения (подготовительная группа) 1 На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронномузыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь). Объем программы - 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с недельной нагрузкой - 2 раза в неделю. Форма организации занятий - групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Цель программы: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах. Задачи: Образовательные: • создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; • обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; Развивающие: • развивать у детей интерес к игре в ансамбле; • развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений; • развивать творческие способности. Воспитательные: • учить детей взаимодействовать друг с другом, • развивать навыки коммуникации во время игры на детских музыкальных инструментах. Планируемые результаты освоения Программы: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - исполняет ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, и двигательные задания по креативной гимнастике; - владеет навыками ритмической ходьбы, умеют выполнять простейшие построения и перестроения; - умеет хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах; - хорошо ориентируется в зале при проведении музыкально - подвижных игр и умеют представить различные образы; - владеет навыками по различным видам передвижений по залу, и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях; - передает характер музыкального произведения в движении; - выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 2 знает правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - исполняет ритмические упражнения под музыку; - умеет хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах; - хорошо ориентируется в зале при проведении музыкальных игр и умеют представить различные образы; - передает характер музыкального произведения; - выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - знает правила безопасности при занятиях с предметами и без предметов. Результатами освоения программы детьми первого года обучения (Младшего возраста, 3- 4 года) являются следующие знания, умения и навыки: Свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, барабане, деревянных ложках, колокольчиках, металлофоне. Передают в игре четкий ритм, умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Умеют подбирать простейшие попевки. По тембру и внешнему виду легко различают инструменты. Результатами освоения программы детьми второго года обучения (Среднего возраста, 4- 5 лет) являются следующие знания, умения и навыки: Знают о назначении отдельных музыкальных инструментах. Свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, барабане, деревянных ложках, колокольчиках, металлофоне. Передают в игре четкий ритм, умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Умеют подбирать простейшие попевки. По тембру и внешнему виду легко различают инструменты. Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (Старшего возраст 5- 6 лет) являются следующие знания, умения и навыки: Учатся слушать и играть в ансамбле, не перебивая друг друга своим инструментом. Пополняют музыкальный багаж новыми произведениями. Передают в игре более сложный ритм, держат темп от начала до конца произведения, стараются играть с динамикой. С удовольствием выступают на публике. Умеют аккомпанировать своему пению. Результатами освоения программы детьми четвертого года обучения (Подготовительного возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания, умения и навыки: Знают, что такое оркестр, его виды. Четко представляют расположение инструментов в оркестре, а также свое место в детском оркестре. Умеют оркестровывать произведение. Свободно владеют разными приемами игры. Проявляют творческие способности при изготовлении инструментов своими руками. Способны запомнить большое количество мелодий. Обладают сценической выдержкой, могут выдержать в едином темпе и характере все произведение, хорошо чувствуют динамические отклонения. - 3