Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Учимся,играя

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 385 «Сказка»
(МБДОУ детский сад № 385 «Сказка»)

Принята
педагогическим советом МБДОУ
протокол № 1
от 28.08.2020 года

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Учимся, играя»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 года

Автор составитель:
Колмакова Анастасия Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка............................................................................ 3

1.2.

Цели и задачи программы...................................................................... 10

1.3.

Планируемые результаты...........................................................................10

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы.............................................................................. 12
2.2. Возрастные особенности................................................................................12
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план..............................................................................................

13

3.2. Календарный учебный график.................................................................. 18
3.3. Календарно-тематическое планирование................................................

19

3.4. Формы контроля и оценки результатов..................................................

28

3.5. Методическое обеспечение.......................................................................... 29
Приложение........................................................................................................

2

30

1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка к школе» (далее программа) предназначена
для дополнительной работы, осуществляемой за рамками основного учебного плана,
по подготовке детей 5-7 лет к школе. По виду программа парциальная;
направленность программы - познавательная; язык образования - русский.
Программа детей
направлениями:

первое

старшего

дошкольного

направление

возраста представлена 2-мя

- «Подготовка к

обучению

грамоте»,

составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В.
«От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н.
«Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических
навыков» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на
основе программ и пособий: Л.Е.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз - ступенька, два ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению,
письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков
показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые
обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не
готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как
умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и
привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В

связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на

основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения
каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

з

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании
некоторого критерия (принцип вариативности).
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у
детей умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой
основе - развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение
понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых
упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей
идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса
к математике через ознакомление детей с различными областями математической
действительности.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это
ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно
больше

конкретных

предметных

знаний,

но

и

вооружить

его

такими

универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Учителей волнуют вопросы:
- как обучать детей без принуждения,
- как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к
самостоятельному поиску,
- как сделать учение радостным.
А.С.Макаренко и американский учёный-психолог Блюм утверждали, что
основные характерологические черты личности складываются до 5-8-летнего
возраста. Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать
учебный процесс, что даёт возможность раскрыть сущностные силы растущего

4

человека, сформировать ядро личности. Всё, что осваивает человек в этом возрасте,
остаётся на всю жизнь.
Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т.е.
фундаментальных сторон психики, составляющих её основу. Развитие ума
проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют
различные виды деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные
виды памяти, воображение.
Известный психолог Л.С.Высотский считал, что обучение должно идти
впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой
развитие ребёнка. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на
завтрашний день детского развития. Развитие именно из сотрудничества, что
помогает раскрыться имеющимся у ребёнка потенциальным возможностям,
воспитывает у него веру в свои силы», - писал он.
Дошкольное образование - это фундамент всей образовательной системы, так
как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер
будущего развития ребёнка.
На

этапе

дошкольного

возраста

необходимо

создать

условия

для

максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, для
развития функционально грамотной личности - человека, способного решать любые
жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребёнок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит
ребёнку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в
условиях школьного обучения.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое
развитие,

формирование

предпосылок

к учебной

деятельности

и

качеств,

необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

5

-

Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;
-

Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской

Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014
г. № 1726-р;
-

Методические

рекомендации

по

разработке

и

оформлению

дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в
целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р
«План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей» (и. 12,17,21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013г.

№

26

эпидемиологические

«Об

утверждении

требования к

СанПиН

2.4.1.3049-13

устройству, содержанию

и

«Санитарно­
организации

режима работы дошкольных образовательных учреждений» (с изменениями
13.06.2015);
-

Правила

оказания

платных

образовательных

услуг,

утвержденные

постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706;
- Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования № 293 от 08 апреля 2014г;
- Устав МАДОУ;
Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с
учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых
подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание
разработано

с

учетом

преемственности

в

обучении

между

программами

дошкольного образования и начального звена школы.
Одна из важнейших задач программы - развитие мелкой моторики рук и
высших

корковых

функций

(память,

6

внимание,

мышление,

оптико­

пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Результативностью
работы является мониторинг освоения

детьми

содержания дополнительной

образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма проведения занятий - очная, по микро группам; форма подведения
итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к
школе» - открытое занятие с приглашением родителей. Язык обучения - русский.
Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлять
преемственность между программами дошкольного образования и начального звена
школы.
В настоящее время проблема подготовки детей к обучению в школе является
особо актуальной. Одна из причин её актуальности - возросшие требования школ к
будущим первоклассникам. Поэтому старший дошкольный возраст - это период
серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся в
игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет
повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей

особенностью

психического

развития

детей

старшего

дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к
усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей
к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в
этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе
подготовки

к

освоению

грамотой.

Необходимо

вовремя

удовлетворить

познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение
важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по
содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной

7

окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем
ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях, многогранны. Они направлены
не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к
пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального
тонуса в процессе обучения - это необходимое условие для получения знаний, т.к.
пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия - деятельность самих детей, что заставляет
их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы,
выявлять закономерности.
Программа отличается от других программ тем, что основной ставит задачу
формирования потребности ребёнка в познании, что является необходимым
условием

полноценного

развития

ребёнка

и

играет

неоценимую

роль

в

формировании детской личности.
Программа

затрагивает

такие

образовательные

области

по

ФГОС:

познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое
развитие (умение читать, составлять рассказы, пересказывать короткие тексты),
социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками,
умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать
своих товарищей педагога).
Программа составлена на основе программ по подготовке детей к школе:
- «От звука к букве». Е.В.Колесниковой
- «Вся дошкольная программа. Математика».
Продолжительность реализации программы - 8 месяцев (с октября по май
включительно),

что

составляет

64

занятия,

по

8

занятий

в

месяц

продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во
второй половине дня.
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;

8

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании
с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Основная форма организации работы - по микро группам, игровая, т.к.
именно в игре развиваются творческие способности личности.
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения - игровые. В
данной

дополнительной

образовательной

программе

используются

игровые,

наглядные, словесные и практические методы обучения и развития детей.
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у
взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом
он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре» /Макаренко А.С./
При реализации данной программы применяются словесные, наглядные,
игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка
(введение

игрового

персонажа,

моделирование,

занимательные

грамматические

игры,

подвижные
упражнения,

игры на развитие

игры,

экспериментирование,

графические,

внимания,

фонематические,

памяти);

используется

разнообразный дидактический материал (подвижная азбука - наборное полотно и
карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные
наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный - гласный,
синий - согласный твёрдый, зелёный - согласный мягкий); предметные картинки для
составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов;
рабочие тетради и др.
Способы проверки освоения программы - мониторинг с использованием
игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации образовательной
программы «Подготовка к школе» - открытое занятие для родителей.

9

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у
будущего

школьника,

развитие

тех

интеллектуальных

качеств,

творческих

способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации
первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1.

Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе

предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого
возраста.
2.

Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного

образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития,
отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
3.

Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка

к школе, желание учиться.
4.

Формировать

социальные

черты

личности

будущего

школьника,

необходимые для благополучной адаптации к школе.
1.3. Планируемые результаты
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного года
ребенок должен:
-

Знать буквы русского алфавита

-

Писать буквы русского алфавита в клетке

-

Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»

-

Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце

-

Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие

согласные звуки
-

Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат,

твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат)
-

Соотносить звук и букву

10

-

Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим

значком
-

Проводить звуковой анализ слов

Читать слова, слоги, предложения
-

Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок

должен уметь:
-

Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных

предметов и совокупностей.
-

Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь

между частью и целым.
-

Находить части целого и целое по известным частям.

-

Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,

уравнивать их двумя способами.
-

Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться

порядковыми и количественными числительными.
-

Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

-

Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

-

Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

-

Соотносить цифру с количеством предметов.

-

Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать

предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины,
высоты.
-

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр,

конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по
форме.
-

В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и

составлять целые фигуры из этих частей.
-

Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе

клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).Называть части суток,
последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

и

2.

Содержательный раздел

2.1. Содержание программы
Структура программы:
Программа состоит из двух разделов.
-

Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте.

-

Второй раздел: Развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы по первому разделу:
- Развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить,
свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- Обогащать речь детей за счёт расширения и уточнения представлений об
окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
- Развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
- Развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ
слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- Развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из
букв и слогов, читать;
- Подготовить руку к письму («печатание» букв, слов и предложений).
По второму разделу:
- Развивать математические представления о числах и цифрах;
- Знакомить с математическими знаками;
- Развивать умения решать и составлять арифметические задачи;
-

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- Подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических
фигур).
2.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер

скоординированных

предметных

и

речевых

действий.

В

недрах

диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая
форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у

12

них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при
встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают
развивается произвольность действий.

качественные

изменения;

Наряду с наглядно-образным мышлением

появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться
навыки обобщения и рассуждения,

но они еще в значительной степени

ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает

развиваться

воображение,

однако

часто

приходится

констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств
массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание
становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному
слову,

математическим

отношениям.

Они с удовольствием узнают буквы,

овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

13

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов
всего

Октябрь Звуки и буквы
1,2 нед. (Развитие речи и
обучение
грамоте)

теория практика

Первого раздела:
4
- обогащение речи детей,
за счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений

1

1

Октябрь
3,4 нед.

Числа-цифры
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
- развитие
математических
представлений о числах и
цифрах
-знакомство с
математическими знаками
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания

Ноябрь
1,2 нед.

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение
грамоте)

Первого раздела:
4
-обогащение речи детей, за
счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и

14

4

3

3

4

умений
Ноябрь Числа-цифры
3,4 нед. (Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
4
- развитие математических
представлений о числах и
цифрах
-знакомство с
математическими знаками
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания

10 мин 20 мин

Декабрь Звуки и буквы
1,2 нед. (Развитие речи и
обучение
грамоте)

Первого раздела:
4
-обогащение речи детей, за
счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений

10 мин 20 мин

Декабрь Арифметически
3,4 нед. е задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
4
-развитие умение решать и
составлять
арифметические задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания
-развитие внимания,
наблюдательности,
логического мышление;

10 мин 20 мин

Январь
1.2 нед.

Первого раздела:
4
-обогащение речи детей, за
счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире

10 мин 20 мин

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение
грамоте)

15

Январь Арифметически
3,4 нед. е задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений
Второго раздела:
4
-развитие умение решать и
составлять
арифметические задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания

10 мин 20 мин

Февраль Звуки и буквы
1,2 нед. (Развитие речи и
обучение
грамоте)

Первого раздела:
4
-обогащение речи детей, за
счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений

10 мин 20 мин

Февраль Арифметически
3,4 нед. е задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
4
-развитие умение решать и
составлять арифметические
задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания
-развитие внимания,
наблюдательности,
логического мышление
Первого раздела:
4
- обогащение речи детей,
за счет расширения и
уточнения представлений

10 мин 20 мин

Март
1,2 нед.

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение
грамоте)

16

10 мин 20 мин

детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений
Март
3,4 нед.

Арифметически
е задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
4
-развитие умение решать и
составлять
арифметические задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания
-развитие внимания,
наблюдательности,
логического мышление;

10 мин 20 мин

Апрель
1,2 нед.

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение
грамоте)

Первого раздела:
4
- обогащение речи детей,
за счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений

10 мин 20 мин

Апрель Логические
3,4 нед. задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
-развитие умение решать
логические задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания

4

10 мин 20 мин

Звуки и буквы
Май
1,2 нед. (Развитие речи и

Первого раздела:
- обогащение речи детей,

4

10 мин 20 мин

17

за счет расширения и
уточнения представлений
детей об окружающем
мире
-развитие
фонематического слуха
- развитие
фонематического анализа
- формирование
графомоторных навыков и
умений

обучение
грамоте)

Май
Логические
3,4 нед. задачи
(Развитие
математических
представлений и
логики)

Второго раздела:
-развитие умение решать
логические задачи
- развития интереса к
окружающему миру
математического
содержания

4

10 мин 20 мин

3.3. Календарный учебный график
Месяц
IX

X

XI

XII

I

II

неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Старший дошкольный возраст
м ониторинг

60 мин.

НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД

60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.
60 мин.

18

III

IV

V

1

НОД

60 мин.

2

НОД

60 мин.

3

НОД

60 мин.

4
1

НОД

60 мин.

НОД

60 мин.

2

НОД

60 мин.

3

НОД

60 мин.

4
1

НОД

60 мин.

НОД

60 мин.

2

НОД

60 мин.

3

НОД

60 мин.

4

м ониторинг

60 мин.

Итого за год

72 часа

3.3. Календарно-тематическое планирование
Мес.

Октябрь

Раздел.
Тема.
Звуки и
буквы

Числацифры

Ноябрь

Звуки и
буквы

Цели, задачи

Первого раздела:
освоение грамоты

Краткое содержание
темы
Гласные звуки и буквы
А,У,О
Согласный звук М
(М*), буква
Согласные С (С*) Х(Х*),
буквы

Второго раздела:
развитие математических
представлений
Первого раздела:
освоение грамотой

Цифры от 0 до 5;
математические знаки +,
*
Звук Ш, буква Ш
Сопоставление С и Ш
Согласный Л (Л *),буква
Л

Числацифры

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Цифры от 5 до 10
математические знаки >
э

19

<

тт г
Декабрь

Звуки и
-r
буквы

Первого раздела:
F
F
„
освоение грамотой

^
^ тт
Гласный Ы
Согласные Н (Н*), Р (Р*)
,буквы
Сопоставление Р и Л

Арифметиче
ские задачи
гг
Январь

Звуки и
. г
буквы

Второго раздела:
развитие математических
представлений
Первого раздела:
освоение грамотой

Арифметические задачи
на сложение
Звуки К (К*), П (П*), Т
(Т*),буквы
Гласный И

Февраль

Арифметиче
ские задачи

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Звуки и
буквы

Первого раздела:
освоение грамотой

Арифметические задачи
на вычитание
Согласные В (В*), 3 (3*),
буквы. Сопоставление 3
иС
Звуки Ж, Б (Б*), буквы

Март

Арифметиче
ские задачи

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Звуки и
буквы

Первого раздела:
освоение грамотой

Составление
арифметических задач
Звуки Г (Г*), Д (Д*),
буквы
Сопоставление Д и Т
Звук Й
Ь- показатель мягкости

Апрель

Арифметиче
ские задачи

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Составление
арифметических задач

Звуки и
буквы

Первого раздела:
освоение грамотой

Гласные Я, Ю, Е
Согласные Ц, Ч
Звуки Щ, Ф (Ф*)
Гласный Э

20

Май

Логические
задачи

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Звуки и
буквы

Первого раздела:
освоение грамотой

Логические задачи на
внимание
Ъ, Ь- разделительные
знаки
Удвоенные согласные
Закрепление
пройденного

Логические
задачи

Месяц

Тема (раздел)

Второго раздела:
развитие математических
представлений

Форма
занятий

Октябрь Звуки и буквы Игровое
Числа-цифры

Закрепление умения
решать все виды задач

Приемы и
методы

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Формы
подведения
итогов

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей

помещение
группы
азбука
(наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр;
картинки с
цветным
изображением
звуков
(красный гласный, синий
- согласный,

Проведение
открытого
занятия

Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)

зеленый -

21

Ноябрь

Звуки и
буквы
Числа-цифры

Игровое

Практические: согласный
- выполнение мягкий);
заданий
предметные
картинки для
составления
предложений и
задач
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы
- прописи букв,
цифр;
игры со
словами
Игровые:
помещение
использование группы
игр и игровых азбука
персонажей
(наборное
полотно и
карточки с
Наглядные
методы:
буквами, с
показ способа цифрами)
написания
фланелеграф;
индивидуальны
буквы
(цифры)
е разрезные
наборы букв и
Словесные:
цифр;
картинки с
объяснение,
цветным
беседа
использование изображением
художественн звуков
ой литературы (красный (стихи,
гласный, синий
загадки)
- согласный,
зеленый Практические: согласный
- выполнение мягкий);
заданий
предметные
картинки для

22

Проведение
открытого
занятия

составления
предложений и
задач
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листыпрописи букв,
цифр;
игры со
звуками, с
математическим
содержанием
Звуки и
Декабрь буквы
Игровое
Арифметичес
кие задачи

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей
Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)
Практические:
- выполнение
заданий

23

помещение
группы
азбука
(наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр;
картинки с
цветным
изображением
звуков
(красный гласный,
синийсогласный,
зеленыйсогласный
мягкий);
предметные
картинки для

Проведение
открытого
занятия

Январь

Звуки и
Игровое
буквы
Арифметичес
кие задачи

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей
Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)
Практические:
- выполнение
заданий

24

составления
предложений и
задач
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы
- прописи букв,
цифр
помещение
группы
азбука
(наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр;
картинки с
цветным
изображением
звуков
(красный гласный, синий
- согласный,
зеленый согласный
мягкий);
предметные
картинки для
составления
предложений и
задач;
сюжетные
картинки для
составления

Проведение
открытого
занятия

Звуки и
Февраль буквы
Арифметиче
ские задачи

Игровое

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей
Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)
Практические:
- выполнение
заданий

25

рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листыпрописи букв,
цифр
помещение
группы
азбука
(наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр;
картинки с
цветным
изображением
звуков
(красный гласный, синий
- согласный
зеленый согласный
мягкий);
предметные
картинки для
составления
предложений и
задач;
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листыпрописи букв,

Проведение
открытого
занятия

Март

Звуки и
Игровое
буквы
Арифметичес
кие задачи

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей
Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)
Практические:
- выполнение
заданий

Апрель

Звуки и
буквы
Логические
задачи

Игровое

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей

26

цифр
помещение
группы
азбука (
наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр; картинки
с цветным
изображением
звуков
(красный гласный,
синийсогласный
твёрдый,
зеленыйсогласный
мягкий);
предметные
картинки для
составления
предложений и
задач
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листыпрописи букв,
цифр.
помещение
группы
азбука
(наборное

Проведение
открытого
занятия

Проведение
открытого
занятия

Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы
(цифры)
Словесные:
объяснение,
беседа
использование
художественн
ой литературы
(стихи,
загадки)
Практические:
- выполнение
заданий

Май

Звуки и
буквы
Логические
задачи

Игровое

Игровые:
использование
игр и игровых
персонажей
Наглядные
методы:
показ способа
написания
буквы

27

полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны
е разрезные
наборы букв и
цифр;
картинки с
цветным
изображением
звуков
(красный гласный, синий
- согласный,
зеленый согласный
мягкий);
предметные
картинки для
составления
предложений и
задач
сюжетные
картинки для
составления
рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листыпрописи букв,
цифр.
помещение
группы
азбука
(наборное
полотно и
карточки с
буквами, с
цифрами)
фланелеграф;
индивидуальны

Проведение
открытого
занятия

(цифры)

е разрезные
наборы букв и
Словесные:
цифр;
картинки с
объяснение,
цветным
беседа
использование изображением
художественн звуков
ой литературы (красный гласный, синий
(стихи,
- согласный,
загадки)
зеленый Практические: согласный
мягкий);
(предметные
(картинки для
(составления
(предложений и
задач
(сюжетные
(картинки для
составления
(рассказов;
тетради в
клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы
- прописи букв,
- выполнение (цифр.
заданий
3.4.

Формы контроля и оценки результато

Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального
поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5 - 7
лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых
заданий;

диагностика

уровня

развития

математических

способностей

с

использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно­

28

социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения
личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1.

Звуковая сторона и выразительность речи

2.

Фонематический слух

3.

Уровень развития моторики, графических навыков

4.

Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

5.

Чтение
По направлению «Математическое развитие»:

1.

Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).

2.

Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления

4.

Геометрические фигуры и величины
3.5. Методическое обеспечение
- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к
школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
- Жукова Н.С. «Букварь».2012;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;
Марцинкевич Е.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград:
Учитель,2006;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие
для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
- НищеваН.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа
и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
- Сычева Е.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;

29

- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва.
Издательство Гоном. 2011;
-

Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих

первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО
«Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр - пропись
«Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн - ПРЕСС».2013;
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся
со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.

зо

Приложение 1
Диагностическая карта № 1
Содержательная составляющая программы - обучение чтению, письму и
№
п /п

Ф .И .

П арам етры д и а гн о сти к и

И то го
бал лов

р ебен к а,
гр уп п а

Зн ач ен ие П о д б о р
сл ов а
обобщ а
ю щ их
слов

С оставле
ние
п р ед л о ж е
ний

Д и ф ф ер ен
циация
звуков : гл.,
согл.

У р ов ен ь

К оли ч еств Ч тение
слов и
о
звуков,
п р ед л о ж е
сл о го в в
Н И Й
сл ов е

0
К

г

VI

0

м

О

VI

0

м

а
й

к
г

а
й

к
г

а
й

к
г

а
й

о
К

т

м

О

VI

а
й

к
т

а
й

о
ЕС
Г

VI

а
й

1

2

3

счёту
Выводы (октябрь).....(текстом)
Выводы (май).....(текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика - октябрь, Итоговая
диагностика - май.
Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий
Критерии оценки по каждому параметру:
-Владеет и может применять самостоятельно... (высокий уровень);
-Знает и владеет (средний уровень)
-Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов
Низкий уровень (И) - 6-9 баллов, Средний (С) - 10-14 баллов, Высокий (В)
16-18 баллов.

31

Примерные задания по каждому параметру.
Словарь
1. Дидактическая игра «Опиши предмет»
Материал: различные предметные картинки.
2. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Материал:

чайный

сервиз.

(Для кукол),

предметные

картинки

с

изображением продуктов питания (муляжи).
3. Беседа по вопросам «Расскажи о ручке»
4. Дидактическая игра «Подбери слово»
1. Задание
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро,
цветы.
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Шар.)
- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2. Задание
К кукле Маше пришли гости. Что нужно поставить на стол? Назови одним
словом чашку, кружку, блюдце.
Назови известные предметы посуды.
3. Задание
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? Как ты понимаешь
значение слова «ручка»?
4. Задание
А) Одна тарелка глубокая, а другая - ... (мелкая); один стакан высокий, а
другой ... (низкий).
Б) Бежит ручеек, бежит собака, бежит вода из крана. Об одном и том же я
сказала по-разному. Как сказать по-другому? Бежит Грамматика
1. Дидактическое упражнение «Один - много»
Материал: предметные картинки.
2. Дидактическая игра «Зайкина гимнастика»
32

Материал: плюшевый заяц.
3. Дидактическая игра «Прятки»
Материал: набор мелких игрушек (комар, муха, шмель, пчела, оса) или
предметные картинки с их изображением.
1. Задания
Воспитатель показывает предметную картинку - кошка. Кто это? Как
называют детеныша кошки? (котенок) Один - котенок, а если их много ... (котята).
2. Задание
Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги,
скачи, стой, наклонись).
Сегодня заяц будет делать гимнастику. Мы даем команды, а заяц их
выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибаешься, заяц не
выполнит команду. После зарядки заяц прощается с детьми.
3. Задание
Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с
пространственным значением (в, на, за, около, между).
К нам в группу прилетели гости. Посмотрите по сторонам, попробуем
найти их.
Где спряталась муха? (на подоконнике) А где комар? (за цветком) А где
пчела? (в тумбочке)
Связная речь
1. Дидактическое упражнение «Составь предложение»
2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
3. Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок, игрушки щенок и собака.
1. Задание
А) Надевать, пальто, девочка.
Б) Бабушка, книжка, читать, внук.
2. Задание

33

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной
из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного
рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же
плану.
3. Задание
Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые
и отличительные признаки.
Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты
рассказывал.
Фонетика
1. Дидактическое упражнение «Назови картинку»
Материал: предметные картинки.
2. Задание «Найди звук»
3. Звуковой анализ слова
Материал: звуковая модель слова, фишки.
1. Задание
Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки,
которые ребенок не произносит)
2. Задание
Воспитатель произносит слово и просит определить местоположение
звука в слове (начало, середина, конец).
3. Задание:
Посчитай количество слогов.
Выполни звуковой анализ слова.
Материал: касса букв.
Учитель составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок
должен прочитать.
Мелкая моторика
1. Дидактическое упражнение «Штриховка, обведение по контуру»
2. Печатание букв, слогов, слов.
1. Задание
Воспитатель раздает карточки с заданием.
34

Обведи по контуру и заштрихуй по образцу.
2. Задание
- Письмо букв под диктовку.
- Копирование слогов и слов.
Приложение 2
Диагностическая карта № 2
Содержательная составляющая программы - обучение чтению, письму и
счёту
№
п/
п

Ф .И .
р ебен к а,
гр уп п а

П арам етры д и а гн о сти к и

У стн ы й
сч ет в
п р ед ел а х
10

С о о т н ес
ен ие
циф р и
ч и сел

О ри ен ти
ровка в
пр остран
стве

С оставл ен
не ф и гур
из ч а ст ей

И того
бал лов

У стан овл
ен и е
со о т в ет ст

Р еш ен и е
л оги ч еск и х
задач

ВИЯ

м еж ду
эл ем ен та
ми д в у х
м н ож еств
экт

VI

0

VI

э

м

э

VI

0

м

э

м

э

м

а
й

к
г

а
й

к

а
й

к

а
й

к
г

а
й

к

а
й

к

а
й

г

г

г

г

1

2

3

Выводы (октябрь).....(текстом)
Выводы (май).....(текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика - октябрь, Итоговая
диагностика - май.
Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий
Критерии оценки по каждому параметру:
- Владеет и может применять самостоятельно... (высокий уровень);
- Знает и владеет (средний уровень)
- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
35

У р о в ен ь

Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов и
их деления на количество параметров. В данном случае, где 6 параметров:
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) - 10-14 баллов, Высокий (В)
16-18 баллов.

Примерные задания по каждому параметру:
Счёт до 10
Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Дидактическое упражнение
«Веселые игрушки». Материал: 10 разных мелких игрушек Задания:
1. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2 Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
- Посчитай все игрушки.
- Сколько всего игрушек?
Который по счету мишка?
- А мячик? И т. и.
Работа с множествами
1. Дидактическое упражнение: «Посчитай»
Материал: карточка с изображением предметов.
2. Дидактическая игра «В огороде»
Материал: карточки с изображением овощей
3.Задание: сосчитай, сколько на картинке предметов.
4.Задание: посчитай и сравни предметы по количеству; расставь знаки

«<», «=», «>».
5. Задание: объясни где «больше (меньше)» и «на сколько больше
(меньше)».
Представление о числах и цифрах
1. Дидактическое упражнение «Засели жильцов в домик»
Материал: наглядное пособие «Домик с окошками», карточки с числами
от 1 до 9, счетные палочки.
2. Тест «Цифра и число»
3. Дидактическое упражнение. «Математический диктант»
36

4. Дидактическое упражнение «Кто и где живет?» 1.Задание: засели
домики числами.
5. Задание: Зачеркни столько предметов, сколько указано цифрой.
6. Задание: запиши цифры под диктовку (5, 2, 3, 1, 6, 8, 10, 4, 9).
7. Задание: Назови соседей числа 3.
Назови число, которое идет за числом 6.
Назови предыдущее число 2.
Назови соседей числа 8.
Назови последующее число 4.
Устный счет в пределах 10.
Дидактическое упражнение «Что будет, если...» Задание: подумай и дай
правильный ответ:
- Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.)
- К 9 прибавить 1?
- Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.)
- Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
-А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Работа с геометрическим материалом
1. Дидактическое упражнение «Найди геометрическую фигуру»
Материал: карточка с изображением геометрических фигур
2. Дидактическая игра
«День рождения Винни -Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на 2 части, а
1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
3. Дидактическое упражнение «Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см условная мерка
4. Дидактическое упражнение «Продолжи ряд».
Материал:

карточка

с изображением геометрических

причем

у последующих измены два признака.

Вопросы:
37

фигур,

- Что ты видишь на карточке?
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
1. Задание: заштрихуй все круги желтым цветом, все квадраты - синим
цветом, треугольники - зеленым, овалы - красным и прямоугольник черным.
2. Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их
делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на 2
(4) равные части. Подумай и ответь: Часть круга, и квадрата больше или
меньше целого?
3. Задание: рассмотри дорожки.
- Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая
короткая?
Как это проверить?
4. Задание: нарисуй фигуры, изменяя два признака.
Умение ориентироваться на листе бумаги Игра «Волшебная карандаш».
Материалы: лист бумаги с изображением разных картинок.
Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу - в желтый цвет, в левом
нижнем - в зеленый цвет, в правом верхнем - в красный цвет, в правом
нижнем - в синий цвет, в середине листа - в коричневый цвет.
Решение задач
1. Дидактическое упражнение
Материал: цифры от 0 до 10, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки
2. Дидактическое задание «Заполни пустые клеточки»
Материал: таблица с изображением геометрических фигур.
3. Игра «Тантрам»
Материал: геометрические фигуры, образцы.
1.Задание: Рассмотри картинки, реши задачи и запиши их решения и
составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
2. Вопросы:
38

- Посмотри внимательно на табличку.
Здесь много клеток.
- Что в них нарисовано?
- Сколько разных геометрических фигур каждом ряду?
- Назови эти фигуры. Сколько в табличке вопросительных знаков?
Задание: впиши вместо вопросительных знаков недостающие фигуры.
3. Вопросы:
- Из каких геометрических фигур построены образцы?
Задание: из деталей игры построй по образцу.
Приложение 3
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи с
элементами обучения грамоте «Как оленёнку маму искали
Программное содержание
Продолжать

обучать

построению

связных

монологических

высказываний через составление описательных рассказов, используя
модель.
Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих
различные пространственные отношения (из; из-за; за, в).
Обучать составлению сложноподчинённых предложений.
Совершенствовать

умение

образовывать

(по

образцу)

притяжательные прилагательные.
Развивать фонематический слух: определять место звука в слове,
упражнять в дифференциации звуков. Совершенствовать умение детей
проводить звуковойанализ слов; дифференцировать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки.
Развивать фонетический слух, продолжать учить делить слова на
слоги.
Формировать умение правильно держать фломастер. Развивать
мелкую моторику.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
39

Предварительная работа
Чтение сказки В. Орлова «Как олененку маму искали». Беседа по
произведению, обыгрывание сказки. Проведение дидактической игры «У
кого кто». Беседа по теме «Дикие животные».
Материалы и оборудование
Картинный материал «Дикие животные», пособие по работе с
предлогами, маски животных, пособие по зрительной гимнастике «Белка»,
карточки-схемы, карточки к игре «Найди маму», металлофон.
Ход занятия
-

Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку «Как олененку

маму искали». Вы помните эту сказку? Чтобы попасть в эту сказку нужно
выполнить несколько заданий. Посмотрите внимательно на доску, на ней
закреплены картинки животных. Какие это животные?
Задание первое
-

Выберите тех животных, которые не живут в сказке.

-

Ребята, какие животные у нас остались?

-

Разделите на слоги слово ЛИСА с помощью хлопков. Сколько

слогов в этом слове?
Слово БЕЛКА разделите на слоги тихим голосом. И так делим на
слоги каждое слово.
Задание второе
-

Ребята, а еще животные очень любят прятаться. Посмотрите

внимательно на картинку на мольберте и скажите, кто из животных где
спрятался, и как вы догадались? Отвечать нужно полным предложением.
Например, за кустом спрятался заяц, потому что из-за куста видны заячьи
уши.
-

А сейчас я предлагаю поиграть с белкой, для того чтобы наши

глазки отдохнули.

40

Зрительная гимнастика «Белка». Нарисуйте белку глазками, шея и
голова неподвижны, а двигаются только глазки, следуя за указкой.
Задание третье.
-

У меня картинка с изображением барсука и четыре схемы слов

- это карточки с синими, красными, зелеными фишками. Произнесите
негромко название животного, посчитайте, сколько звуков в этом слове и
подберите к нему схему.
-

Согласны ли вы? Сколько звуков в слове БАРСУК? Какой

первый звук?
Назовите его. Он гласный или согласный? Какой фишкой мы его
обозначили? Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
-

А теперь пора и отдохнуть!
Физминутка «На водопой»

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой. (Идут по кругу.)
За мамой лосихой топал лосенок. (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок. (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок. (Двигаются в полуприседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок. (Идут в перевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата. (Двигаютсяпрыжками.)
За мамой зайчихой - косые зайчата. (Прыгают, сделав ушки из ладоней.)
Волчица вела за собою волчат. (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются в круг лицом, делают
лакательные движения.)
Дети остаются на ковре, там стоят стулья и мольберт, на котором
модель составления рассказа. Звучит металлофон.
-

Наконец-то мы с вами добрались до сказки. Ребята, мы

вспомнили животных, которые живут в этой сказке, а что же там
происходило? Что услышала девочка в лесу? Кто же это был? Кто пришел
на помощь малышу? А теперь представьте, что лесные мамы захотели
стать мамой олененку. Олененком мы выберем Мишу, белкой - Дашу,
41

ежихой - Валю, медведицей - Настю. (Надеваю на детей маски
животных.)
-

Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным и полным,

мы будем использовать модель рассказа. (На мольберте модель рассказа о
диких животных.)
Сначала нужно рассказать о внешнем виде животного. Продолжить
рассказом о том, где оно живет. Затем рассказать, чем оно питается, а
закончить рассказом о детенышах этого животного. Если вы забудете, о
чем нужно рассказывать, то посмотрите на модель и вспомните. В
рассказе пользуйтесь словами из текста сказки. Расскажите о себе так,
чтобы только вас олененок хотел бы видеть своей мамой.
После всех рассказов о животных вопрос олененку:
-

Узнал ты свою маму?

-

Дети, почему оленёнок не выбрал этих животных своей

мамой, ведь они такие замечательные мамы?
-

Потому что для каждого малыша его мама лучше всех.

Оленёнок, расскажи о своей маме.
-

Молодец, олененок. Ты хорошо знаешь приметы своей мамы.

-

Ребята, давайте поможем оленёнку найти его маму. Садитесь

за свои столы, и мы поиграем в игру «Найди маму». Возьмите фломастеры
и карточку. На карточке несколько контурных изображений лесных мам.
Найдите и обведите фломастером маму оленёнка.
-

Спасибо вам, ребята! Вы помогли оленёнку найти свою маму.

(Звучит металлофон). Вот и закончилась наша сказка.
-

Ребята, а чем мы сегодня занимались? Я предлагаю вам

самостоятельно оценить себя, свои знания. Если вы считаете, что
выполнили правильно все задания - поставьте себе красный кружок.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».