ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреяедение детский сад № 385 «Сказка» (МБДОУ детский сад № 385 «Сказка») Принята педагогическим советом МБДОУ протокол № 1 от 28.08.2020 года Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир театра» Направленность: художественная Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор составитель: Садовская Антонина Сергеевна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации программы 1.2. Планируемые результаты 1.3. Особенности реализации программы II. Содержательный раздел 2. Организационно педагогические условия 2.1. Учебный план 2.2. Материально - технические условия III. Организационный раздел 3. Рабочая программа по реализации дополнительной общеразвивающей программы театральной студии «В гостях у сказки» Список информационных источников 3 4 4 6 9 12 13 24 Приложения (Методические материалы) 2 I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Содержание Программы включает дополнительное образование детей дошкольного возраста по реализации образовательных областей: речевое, художественно - эстетическое развитие и обеспечивает социальную ситуацию развития личности ребенка. Программа создана для детей МБДОУ № 385 «Сказка», возраст детей от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на 2 года. Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного периода: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. С самых ранних лет ребенок стремится к самовыражению. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу творчества, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В этом немаловажная роль принадлежит театру. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Грамотно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний органично пополняется и активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (такие качества человека, как доброта, честность, смелость, взаимовыручка, смекалка и др.) Погружение в сюжет художественного произведения помогает ребенку раскрепоститься. Творческая деятельность в студии дает возможность ребенку воспринимать театркак способ «проживания», способ познания и отражения жизни. Программа дополнительной образовательной деятельности в студии направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Она 3 ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимую индивидуальность. 1.1. Цели и задачи реализации программы Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Задачи: • формировать и активизировать познавательный интерес детей; • совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление; • способствовать эмоциональному раскрепощению детей; • развивать творческие способности и коммуникативные навыки; • развивать мелодико- интонационные свойства голоса; • развивать связную речь; • развивать двигательные, ритмические способности и координацию движений; • знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, музыкальной комедии, народный балаганный и др.) • развивать слуховой и музыкальный слух; • воспитывать культуру поведения в театре; • поддерживать интерес к чтению. 1.2. Планируемые результаты Ожидаемый результат: • дети проявляют познавательный интерес, творческие способности; • дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние; • самостоятельно участвуют в различных видах театра, применяя актерские навыки; • речь у детей чистая, выразительная, грамматически правильная. Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты. Формы работы: индивидуальная, групповая. Формы проведения занятий: игры, прослушивания, инсценировки, постановки спектаклей. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ Программа развивающая, поэтому не предполагает контрольно-зачетных форм образованности ребенка. Успехи, достигнутые детьми, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются детьми, педагогами и родителями. Для этого используются такие формы: • Итоговые (интегративные) занятия. 1 раз в квартал • «Театральные встречи», которые организуются внутри группы, для показа другим группам и педагогам, для показа родителям. 1 раз в полгода Рекомендуемый результат к концу 1-го года обучения: 4 - иметь представление о тех способах организации быта, общения с разными людьми, которые трактуются культурой как соответствующие принципам красоты, гармонии, совершенства; - проявлять потребность в творческом самовыражении при включении в различные виды художественной деятельности; - знать определение театра, виды театров; - знать и понимать основные понятия и компоненты театральных структур (сцена, кулисы, грим, декорация, реквизит); - знать театральные правила, правила поведения в театре; - знать 5-8 артикуляционных упражнений; - запоминать заданные позы; - запоминать и описывать внешний вид любого ребенка; - уметь действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; - уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц; - уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы; - уметь произносить скороговорки в разных темпах; - уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями; - уметь выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями; - уметь составлять предложения с заданными словами; - уметь строить простейший диалог; - уметь пластически изобразить воображаемый образ; - уметь эмоционально поддерживать партнеров по спектаклю. Рекомендуемый результат к концу 2-го года обучения: - иметь начальные представления о взаимосвязи нравственных и эстетических критериев при восприятии и оценке внешнего облика и поведения человека; - проявлять интерес к настоящему и прошлому в ближайшем природном и социо культурном окружении; - знать театральные профессии; - знать основные типы и виды спектаклей и понимать главнейшие этапы его создания; - понимать важность слаженной работы партнеров на сцене; - находить оправдание произвольной позе; - ориентироваться в пространстве, по хлопку равномерно размещаясь по площадке; - обыгрывать воображаемый предмет, передавая его по кругу; - коллективно прохлопывать заданный ритм; - удерживать заданный ритм, прохлопывая его по кругу; - создавать пластические импровизации под музыку разного характера; - выполнять привычные задания из разделов программы в присутствии посторонних; - озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом; 5 - выразительно исполнять песню соло и в ансамбле, инсценировать песню; - владеть начальными навыками планирования предстоящей деятельности, проявлять волю и терпение при преодолении трудностей, согласовывать мнения и действия с другими людьми; - владеть комплексом артикуляционной гимнастики (4-5 упражнений); - владеть навыком работы с микрофоном, пения под фонограмму; - владеть навыками фантазирования на определенную тему и некоторыми приемами и формами сценического общения; - уметь строить диалог из 3-4 фраз с партнером на заданную тему; - уметь подобрать рифму к заданному слову; - уметь оценить точность музыкально-театрального исполнения своей роли и ролей партнеров; - уметь построить пластическую статичную композицию с участием нескольких детей, отражающую пластику мира природы, мира предметов; - уметь в игре, самодеятельном творчестве выразить особенности взаимоотношений героев различных художественных произведений; - знать 5-7 скороговорок и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом; - знать наизусть 4-6 стихотворений русских и зарубежных авторов. 1.3. Особенности реализации программы Театральные занятия проводятся в музыкальном зале с детьми от 5 до 7 лет. График проведения занятий: два раз в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, индивидуально. Форма одежды облегченная, обувь мягкая (чешки). Всего в году проводится 40 занятий в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации учебных занятий: 6- ой год жизни - не более 25 минут 7- ой год жизни - не более 30 минут Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в месяц не более 40 минут. Время между репетициями распределяется в зависимости от нужд текущей работы. Творческое развитие ребенка происходит в процессе системного и личностно-значимого приобщения к театральному искусству, предполагает последовательное усложнение художественно-речевого материала. Ребенок постепенно накапливает опыт общения, участвует в инсценировках, познает многогранный мир театра. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных 6 ситуаций, требующих от детей и взрослого активных поисков. Основным принципом является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности, стремление воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в действиях детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия от совместного творчества. Занятия основываются на сюжетном построении, эмоционально насыщены. Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах. Занятия строятся по самым разным сценариям. Начинается занятие всегда с музыкального приветствия. Затем музыкальные и немузыкальные пластические игры и упражнения, или игры, в результате которых дети делятся на необходимое для дальнейшей работы количество групп (команд). Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях базовых разделов, проводятся итоговые занятия, объединенные общим сюжетом. В них используются игры и упражнения из разных разделов программы. Например: «В стране волшебных снов», «В гостях у Карлсона» и т.п. На первом году занятий первоочередными задачами являлись обучение детей действовать согласованно, по правилам игры, ориентироваться в пространстве, координировать движения, согласовывать свои действия с партнерами. На втором же году большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных интересов, увеличению количества упражнений и творческих заданий, а также повышаются требования к качеству их исполнения. Постановка спектакля - совместная творческая деятельность, неизменно любимая всеми детьми. В спектакле задействованы все дети без исключения. В процессе постановки каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных ролях. Спектакль показывается несколько раз для разной аудитории - для педагогов (генеральная репетиция), для детей других групп, для родителей. Некоторые спектакли играются в разных составах. Дети получают огромное удовольствие и радость, когда имеют возможность показать свою работу. Хотя детский спектакль и не имеет художественной ценности для искусства, его субъективная значимость для развития творческой личности огромна. В творчестве детей важна не сама «продукция», а возможность «произвести» хотя бы простейшее выражение своих мыслей и эмоций языком искусства. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то 7 есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Ни в коем случае нельзя смеяться над проявлениями детского творчества, какими бы смешными они всем не показались. Ведь за всеми этими наивностями и «корявостями» кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и еще несформировавшихся мыслей. Также очень важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда увлечен сам! Театр доступен каждому! II. Содержательный раздел 8 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 1-ый ГОД ОБУЧЕНИЯ Старшая группа 5-6 лет. Продолжительность занятия 25 минут. № п/п 1. Темы Общее кол-во часов 14 Разделы (по видам деятельности) Театральная игра 1. Ролевые игры. Сам себе режиссер. 2. Пока занавес закрыт. 3. Этюды с придуманными обстоятельствами и предметами. 4. Инсценирование поэтических и музыкальных произведений. 2. Ритмопластика 1. Сценическое движение. 2. «Язык тела - пантомимика». 10 3. Вокально-хоровая работа 1. Работа над элементарными приемами пения. 2. Музыкальные тембры и регистры. 3. Звуковысотность. Темп. 4. Сольное пение. Хоровое пение. 5. Выразительное исполнение музыкального произведения. 6. Песня в музыкальной сказке портрет сказочного героя. Песенное творчество. 15 4. Культура и техника речи 1. Азбука дыхания. 2. Дикция и артикуляция. 8 5. Основы культуры 3 6. Постановочная часть театральной 1. Что такое театр. 2. Зрительская культура. 3. Театральные термины. 1. Детский музыкальный театр. 2. Музыкальные сказки поэтической основе. 22 на 72 ИТОГО: 9 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 2-ой ГОД ОБУЧЕНИЯ Подготовительная к школе группа 6-7 лет. Продолжительность занятия 30 минут. № п/п 1. Темы Разделы (по видам деятельности) Театральная игра 1. Театр всевозможного. 2. Этюды на развитие творческого воображения. 3. Инсценирование поэтических и музыкальных произведений. Общее кол-во часов 10 2. Ритмопластика 1. Сценическое движение. 2. «Язык тела - пантомимика». 3. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. 12 3. Вокально-хоровая работа 1. Мажор-минор. Длительности, паузы . 2. Хоровые песни к детским музыкальным спектаклям. 3. Пение a-capella. Народно-игровые песни. 4. Эстрадно-хоровое исполнение. 5. Песенное творчество. 12 4. Культура и техника речи 1. Азбука дыхания. 2. Дикция и артикуляция. 6 5. Основы культуры 4 6. Постановочная часть театральной 1. Эстетика музыкального спектакля. 2 . О с о б енн о сти театрального искусства. 3. Рождение спектакля. 4. Театральные термины. 1 . О с о б е нн о сти муз ыкаль н о го спектакля. 2. Эстрадное направление в детском музыкальном театре. Постановка мюзикла или детской оперы на сюжет авторской сказки. 28 72 ИТОГО: 10 Методические рекомендации: см. Приложение №1. Деление программы на разделы условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного раздела к другому. 11 2.2.Материально - технические условия ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Музыкальный центр. 2. Радиомикрофоны 3. Видеомагнитофон. 4. Телевизор. 5. Ноутбук. 6. Мультимедийный диапроектор. 7. Экран. 8. Видеокамера. 9. Аудиокассеты и CD диски. 10. Синтезатор. 11. Детские музыкальные инструменты. 12. Театральный реквизит. 13. Музыкально-дидактические игры. 14. Детская литература. 15. Иллюстрации, рисунки, фотографии. 16. Карточки, открытки. 17. Схема-лесенка (столбица). 18. Ширма для кукольного театра. 19. Куклы би-ба-бо. 20. Костюмы театральные для детей и взрослых. 21. Маски. 22. Оборудование для сюжетно-ролевых игр. 23. Зеркала. 12 III. Организационный раздел СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ый ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Театральная игра Тема 1. Ролевые игры. Сам себе режиссер. Ролевые игры, игры с предметами и соревновательные игры «Сам себе режиссер». Ролевые игры с предметом, фантазирование вокруг предмета, представление его совершенно в другом качестве: «Превращение предмета». Тема 2. Пока занавес закрыт. Игры на координацию движения и внимания: «Змейка», «Во что одет», «Ухо - нос», «Летает - не летает», «Зеркало». Игры на определение сценического образа через образ музыкальный. «В стране цветов», «Баба Яга» (добрая, злая, больная). Игры на развитие фантазии, творческого воображения: «Одно и то же по разному», «Кругосветное путешествие», «Волшебная палочка». Игры с импровизированными шумовыми инструментами «Гроза». Коллективные действия по правилам игры: «Поварята», «Воробьи и вороны», народные игры: «Звонарь», «Сижу-посижу». Игры на превращения: «Веселые обезьянки», «Телевизор». Тема 3. Этюды с придуманными обстоятельствами и предметами. Этюды «Сыщики», «Заблудился в лесу», «День рождения». Этюды на развитие творческого воображения (см. Приложение №2). Тема 4. Инсценирование поэтических и музыкальных произведений. Инсценирование шуток и стихотворений (см. Приложение №3). Инсценирование песен: укр.нар. песня «Два веселых гуся», рус. нар. песня «А я по лугу», рус. нар. песня «На горе-то калина». Раздел 2. Ритмопластика Тема 1. Сценическое движение. Вводная беседа. Роль пластики и сценодвижения в постановке детских музыкальных спектаклей. Основные движения, образные движения. Координация движений: равновесие, движение каждой части тела по отдельности, движение в пространстве, взаимодействие партнеров друг с другом. Ходьба по кругу, по диагонали. Упражнения на ритмику и координацию движения под музыку. Упражнения на мышечное освобождение. Упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, стопы. Выполнение этюдов, построенных на танцевальном шаге. 13 Тема 2. «Язык тела - пантомимика». Творческие задания на развитие пантомимики: «Вновь все звери собрались», «На лесной поляне», «На болоте», «Утешение». Упражнения «Волна», «Плавники», «Осенние листья», «Бабочка». Этюды на основные эмоции (грусть, радость, гнев). Игры на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Предлагаемые обстоятельства в этюдах для 5-6-летних детей должны соответствовать их уровню развития, максимально приближаться к дворовым, семейным ситуациям, ситуациям в детском саду. Игры с мячом. Игры: «Колпак», «Поезд», «Гномы», «Что мы делаем покажем...», «Снеговик», «Баба Яга», «След в след», «Гипнотизер», «Руки-ноги» (на внимание), «Считалочка» (раз, два - острова). Пальчиковые игры: «Дом на горе», «Мы делили апельсин», «Вяжет бабушка», «Будем пальчики считать», «Все спят», «Улитка». Раздел 3. Вокально-хоровая работа Тема 1. Работа над элементарными приемами пения. Значение вокала. Разучивание русских народных песен-прибауток: «Воробышек летит», «Сорока сорока», певческие переклички по парам между детьми и с педагогом. Воспроизведение ритмических рисунков, пульсации в музыке и выполнение их в движениях. Тема 2. Музыкальные тембры и регистры. Мини-инсценировки на тему известных русских сказок, где по характеру и окраске звучания мелодий дети определяют персонаж, его действия и характер. Участие детей в небольших импровизационных постановках. Игры на звукоимитацию (см. Приложение №7). Слушание музыкальных произведений и определение их характера, настроения. Игра в шумовом оркестре. Сказки-шумелки (см. Приложение №4). Тема 3. Звуковысотность. Темп. Определение характера и направления мелодии, перенесение мелодии на «музыкальную лестницу», различение звуков по высоте. Музыкально-двигательные игры и упражнения: «Тик-так», «Поезд», ритмико двигательные импровизации «Топ-хлоп», «Про меня говорят» и др. Обсуждение характера персонажа, ранее изученных песен-прибауток, нахождение детьми звуковых красок, разных по высоте звучания. Тема 4. Сольное пение. Хоровое пение. Развитие навыков певческого дыхания, работа над всеми видами звуковой атаки (твердой, мягкой, придыхательной). Разнообразные виды распевания и дикционных упражнений, направленных на формирование гласных звуков, четкого произношения и перенос согласных. 14 Вокальные упражнения разными способами. Исполнение разученных русских народных песен-попевок, «сочинялки». Хоровое искусство. Роль хорового пения в музыкальном творчестве и жизни. Хоровое и сольное пение в оперном и музыкально-драматическом спектаклях. Детское хоровое пение. Упражнения «Цветочный магазин», «Муха и пушинка», «Эхо», «Птичий двор», «Кричалка-голосянка» (см. Приложение № 6), «Спущенный шарик», «Гудок». Тема 5. Выразительное исполнение музыкального произведения. Работа над певческим дыханием, работа над звукообразованием, работа над интонацией. Произведения выбираются по усмотрению педагога, в зависимости от уровня подготовки детей группы и индивидуальных творческих способностей. Тема 6. Песня в музыкальной сказке - портрет сказочного героя. Песенное творчество (звукоподражания, мелодии без слов). В репертуаре могут быть произведения, над которыми идет работа в музыкальном театре в данный момент. 15 Раздел 4. Культура и техника речи Тема 1. Азбука дыхания. Носовое дыхание. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Упражнения на носовое дыхание и дыхательная гимнастика: «Трубач», «Светофор», «Задувание свечи», «Пять вздохов восхищения», «Шипучки», «Собачки». Тема 2. Дикция и артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Сила голоса. Постановка гласных букв. Творческие игры со словом. Выразительное чтение. Игры и упражнения по артикуляционной гимнастике: «Хоботок», «Карамелька», «Зевок», «Шутка» (говорить, петь по-собачьи, по-кошачьи и т.п.) Этюды и упражнения, где участникам потребуется произнести слова громко и отчетливо (например, окликнуть партнера и объяснить ему(ей) на значительном расстоянии суть дела). Творческие задания на развитие воображения и речи. Игры по технике речи «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Хомячок», «Мыльные пузыри». Чтение басен И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» (выразительное чтение и выразительная речь) и русских народных сказок «Репка», «Колобок». Скороговорки для тренировки речевого аппарата и голоса: Раздел 5. Основы театральной культуры Тема 1. Что такое театр. Прослушивание аудиосказки о театре «Дядя Кузя и Чавостик» - Что такое театр. Театр снаружи и изнутри. Театр начинается с вешалки. Фойе. Виды театрального искусства. Какие бывают театры. Опера. Балет. Комедия. Трагедия. Мелодрама. Театры Екатеринбурга. Тема 2. Зрительская культура. Театральные правила. Акт. Антракт. Сцена, зал. Профессия - актер. Тема 3. Театральные термины. Актер, антракт, аплодисменты, афиша, балет, грим, декорация, диалог, драма, жест, занавес, кулисы, мимика, монолог, опера, парик, партнер, режиссер, реквизит, репетиция, театр, фойе. Понятие слов «этюд», «эмоция». Раздел 6. Постановочная часть Тема 1. Детский музыкальный театр. Вводная беседа. Театр - это синтетическое искусство, коллективное творчество, он объединяет не только музыкантов и певцов, но и художников и танцоров, декораторов и гримеров, т.е. всех любителей театрального искусства. 16 Нужен ли суфлер и кто это такой? Типы и виды музыкальных спектаклей. Тема 2. Музыкальные сказки на поэтической основе. Главнейшие этапы постановки спектакля: - знакомство со спектаклем, обсуждение его, предварительный разбор; - более углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов, событий в процессе работы над их сценическим воплощением. - репетиция отдельных картин; - репетиция всего спектакля целиком, в полном оформлении; - показ спектакля. Все названные этапы и разделы работы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем, каждый из них имеет свое особое значение. Репертуар первого года обучения Сентябрь-октябрь У Пьеса «Теремок» С.Я. Маршака или У «Репка», рус. нар. сказка или У «Сорока-белобока» А. Попова и др. Ноябрь-декабрь У «С новым годом, теремок!» Л.А. Нюхалова, или У «Карнавал игрушек» И. Каплунова, И. Новоскольцева - выступления игрушек: «Обезьянки», «Танец кукол», «Марш солдатиков», «Веселые клоуны», «Курочка с цыплятами», «Озорные лошадки», «Тигрята» («Поросята» и др.) или У «Карнавал сказок» И. Каплунова, И. Новоскольцева - номера: «Черепаха Тортилла и лягушата», «Оркестр Чипполино», «Красная Шапочка и Волк», «Пожарная команда», «Муха-Цокотуха» и др. Январь-март У «Муха-Цокотуха», муз. М. Красева, по мотивам сказки К.Чуковского (см. Приложение №8) или У «Кошкин дом», по мотивам сказки С.Я. Маршака или У «Волк и семеро козлят» А.Попова и др. Апрель-май У «Заюшкина избушка», по мотивам рус. нар. сказки или У «Федорино горе», по сказке К. Чуковского. и др. (в зависимости от развития индивидуальных навыков и способностей детей и общего уровня развития воспитанников группы). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 17 2-ой ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Театральная игра Тема 1. Театр всевозможного. Игры на превращения, на действия с воображаемыми предметами. Игры с магическим «если бы». Игры на развитие фантазии, творческого воображения: «Одно и то же по разному», «Морское путешествие», «Превращения», «Волшебная книга», «Превращение комнаты», составление собственных сказок, мини-рассказы, в ход которых включена импровизация. Игры на координацию движения и внимания: «Что где расположено», «Девочкимальчики», «Тень». Сюжетные игры: «В театре», «В зоопарке», «Любитель-рыболов». Игры с предметами быта: «Превращение предмета». Коллективные действия по правилам игры: игры «Хищник-добыча», «Чудодерево», народные игры «Дед», «Кувшинчик», «Дарики-комарики». Игры на развитие восприятия характера и содержания музыкального произведения: «Осенние листья», «Зернышко». Тема 2. Этюды на развитие творческого воображения. Этюды на общение: «В магазине», «У куклы день рождения», «В транспорте», «Алло, алло». Темы для этюдов с магическим «если бы»: - «Телевизор» - дети смотрят передачу, рассказывают, кто какую передачу смотрит, что видит. - «Выполни действие» - чистить картошку, нанизывать бусы на нитку, есть пирожное и т.д. - «Передай другому» - передать книгу друг другу так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка и т.д. - «Возьми в руки» - взять со стола карандаш так, как будто это: червяк, горячая печёная картошка, маленькая бусинка и т.д. (см. Приложение №5). Тема 3. Инсценирование поэтических и музыкальных произведений. Инсценирование шуток и стихотворений (см. Приложение). Инсценирование песен: рус. нар. песни «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок». Раздел 2. Ритмопластика Тема 1. Сценическое движение. Упражнения на развитие различных групп мышц и на координацию движения, ритмика. Упражнения и игры на ощущение напряжения и освобождение мышц, на определение центра тяжести и точки опоры. 18 Пластически-импровизационные игры и упражнения на темы: «Бабочки», «Утро», «Конкурс лентяев», «Проросшие зернышки», «Ловишки», «Стоп». Тема 2. Язык тела - пантомимика. Пантомима (поза, жест, маска, походка). Этюды на основные эмоции (грусть, радость, гнев, удивление, страх, отвращение). Игры на жестикуляцию (плач, прощание, встреча, согласие, просьба, отказ, угроза). Игры: «Профессионалы» (Дети воображают себя представителями той или иной профессии и с помощью пантомимы показывают профессию. Зрители должны догадаться, кто кого изобразил), «Угадай, что я делаю», «Карусель», «Улей», «У оленя дом большой», «Чок-чок, каблучок». Тема 3. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. «Домашний театр» - «озвучивание» сказки мимикой и жестами. Творческие задания на развитие пантомимики (см. Приложение №2). Импровизация - танцевальная картина на тему русской народной пляски. Музыка и пластический образ (попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Творческое музицирование (звукоподражания, попытки создания музыкального образа). Пальчиковые игры «Гости», «Лесенка», «Краб», «Ворон», «Жили-были зайчики». Раздел 3. Вокально-хоровая работа Тема 1. Мажор-минор. Длительности, паузы. Слушание музыкальных произведений и определение их характера, настроения. Участие детей в импровизационных постановках. Усложнение поставленных задач. Знакомство с длительностями. Знакомство с паузами. Роль паузы в ритмическом рисунке. Тема 2. Хоровые песни к детским музыкальным спектаклям. Прослушивание хоровых произведений в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов. Упражнения на выработку правильного певческого дыхания, необходимой атаки звука. Вокальные упражнения на правильное формирование гласных и согласных. Повторение знакомых произведений. В репертуаре могут быть произведения, над которыми идет работа в музыкальном театре в данный момент. Тема 3. Пение a-capella. Народно-игровые песни. Понятие пения a-capella. Слушание a-capell-ных хоровых произведений. Роль и значение русских народных песен в музыке. Дикционные упражнения, скороговорки повышенной сложности. Прибаутки с легкими распеваниями на одном звуке. Разнообразные по тематике песни с добавлением игровых движений. 19 Использование более сложного музыкального размера, увеличение тесситуры. Индивидуальная работа с солистом, песни-диалоги и ролевые песни. Усложнение задач в звукообразовании и артикуляции. Работа над строем и ансамблем. Упражнения: «Насос», «Свеча», «Эхо», «Шалтай-болтай», «Шмель», «Пискушка», «Сосулька», «Горка-голосянка», «Ора-ра», «Качели», «Музыкальная цепочка» (см. Приложение № 6). Тема 4. Эстрадно-хоровое исполнение. Знакомство со специфическими приемами и «манерами» эстрадного исполнения. Работа с микрофоном, специфика пения под фонограмму и минусовку. Овладение приемами коллективного эстрадного музицирования с использованием фонограммы. Тема 5. Песенное творчество. Музыкальный ответ, сочинение мелодии на заданный текст, попевки в основных музыкальных жанрах. Раздел 4. Культура и техника речи Тема 1. Азбука дыхания. Смешанное дыхание. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Постановка согласных звуков. Игры и упражнения на дыхание «Муха» или «Пчела», «Проветривание чердака», «Квашенка», «Эхо», «Ветер», «Цепочка слов от А до Я», «Потягушечки», и др. Тема 2. Дикция и артикуляция. Развитие речевого голоса и речевого общения. Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Творческие игры со словом. Импровизация диалогов. Выразительное чтение и инсценирование литературного материала. Артикуляционные упражнения для губ, языка, челюсти. Игры по технике речи «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Хомячок», «Достань языком губу, нос, щечку, варенье». Скороговорки и пословицы для тренировки речевого аппарата и голоса. Игры «Ворона», «Веселые чижи». Чтение басен И.А. Крылова «Кукушка и петух», «Слон и Моська», «Свинья под дубом» (выразительное чтение и выразительная речь) и русских народных сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Игры: «Беседа» выбранных предметов (листик, камень, прищепка и другие предметы «беседуют», например о погоде), «Истории» (сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете). Игра «Продолжи сказку...» Раздел 5. Основы театральной культуры 20 Тема 1. Эстетика музыкального спектакля. Понятие - «эстетика». Эстетика музыкального спектакля. Музыка лёгкая и серьёзная. Тема 2. Особенности театрального искусства. Продолжение прослушивания аудиосказки о театре «Дядя Кузя и Чавостик» театральные профессии (режиссер, звукорежиссер, машинист сцены, реквизитор, гример, театральный художник, швея). Амплуа. Бутафория. «Одежда сцены», оркестр и оркестровая яма. Огонь, вода и медные трубы (испытание славой). Знакомство с цирком: жанры - клоунада, дрессировка зверей, фокусы, гимнастыакробаты. Беседа о трюках - обязательном элементе цирковых номеров. Тема 3. Рождение спектакля. Рождение музыкального образа. Разбор содержания спектакля с целью понять главную мысль авторов. Участникам предлагается «увидеть» себя в той или иной роли, осознать свои возможности, сопоставить их с требованиями вокальных партий и вообще всего музыкального материала. Упражнения, связанные с игровым воплощением драматургического задания. Импровизация в заданных обстоятельствах. Фантазирование костюма. Разбор речи персонажей. Упражнения на «оправдание поз», «Я» в предлагаемых обстоятельствах, оправдание предлагаемых обстоятельств. Тема 4. Театральные термины. Театральные термины: авансцена, амфитеатр, бельэтаж, бенуар, бутафория, задник, мизансцена, оперетта, партер, репертуар, реплика. Раздел 6. Постановочная часть Тема 1. Особенности музыкального спектакля. Наследие оперного и балетного искусства. Особенности оперного актера, его музыкальность. Единство пения, танца и сценического поведения. Концентрация не только на том, как выполняется то или иное упражнения, но и на том, почему именно так. Сценическое внимание. Виды внимания. Специфика общения со зрительным залом. Тема 2. Эстрадное направление в детском музыкальном театре. Постановка мюзикла или детской оперы на сюжет авторской сказки. Постановка спектаклей, мюзиклов, водевилей и т.п. с использованием современной звуковой аппаратуры, фонограмм, микрофонов, световых эффектов и т.д. Прослушивание и пропевание сольных, ансамблевых и хоровых номеров, прочтение словесного текста. Определение музыкальных характеристик героев, вникание в их взаимоотношения, в развитие содержания спектакля. Работа над целыми картинами, над эпизодами. Совершенствование вокальных, хоровых, танцевальных навыков актёра. 21 Развитие творческих и аналитических способностей. Обсуждение спектакля, высказывание своего мнения, пожелания партнерам по спектаклю. Объективная оценка себя и партнеров. Репертуар второго года обучения Сентябрь-октябрь У «Спор овощей» (к осеннему балу) или У «Гуси-лебеди», по мотивам рус. нар сказки и др. Ноябрь-декабрь У «Цирковое представление» И. Каплунова, И. Новоскольцева - номера: «Акробаты-гимнасты», «Канатоходцы», «Дрессированные лошадки, тигры, собачки», «Клоуны», «Фокусник-иллюзионист», «Штангист-тяжеловес», «Музыкальный эксцентрик» и др. или У «12 месяцев» по сказке С.Я. Маршака или У «Ах, карнавал» И. Каплунова, И. Новоскольцева - номера: «Индейцы потеряли лошадей», «Китайцы», сценка «Ловцы тигров», сценка «Мы живем в тундре», «Десять негритят» и др. или У «Карнавал сказок» И. Каплунова, И. Новоскольцева - номера: «Король и принцесса», «Три поросенка», «Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «Айболит», «Колобок», «Коротышки из цветочного города», «Волк и семеро козлят» и др. или У «Чудеса в Лукоморье» по мотивам сказки А.С. Пушкина, муз. Л. Олифировой и др. Январь-март У «Посиделки» - номера по русскому народному фольклору (к празднику 8 марта). Апрель-май У «Баранкин, будь человеком!», В. Медведева музыкально-драматический спектакль по мотивам сказок (к выпускному празднику), или У «Приключения Незнайки», Н. Носова, или У водевиль «Наши добрые соседи» Л. Олифировой, и др. (в зависимости от развития индивидуальных навыков и способностей детей и общего развития воспитанников группы). 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Программа создавалась, ориентируясь на программы и литературу театрального и музыкального направлений. Театральное направление представлено следующими программами и разработками: 1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. 2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. -М.: ВАКО, 2007. 3. Дмитриева Б.Н. Роль музыкального театра в формировании эстетического отношения к искусству в книге Формирование эстетического отношения к искусству, (в VI томах).- М.: 1991, том II. - стр. 188-190. 4. Дмитриева Л. Детское музыкальное творчество как метод воспитания в книге: Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, - 1976. - Вып. 11. - стр. 7186. 5. Лопухова И. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1996. 6. Манукян Т.М. Театральные игры. Программа. - Екатеринбург, 1999. 7. Некрасова Л.М. Современный театр для детей. Журнал «Искусство и образование», №1. - М.: 1994. 8. Пилипенко Л.Л. Детский музыкальный театр в школе. Программа. Екатеринбург, 2000. 9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. - М.: ВЛАДОС, 2001. 10. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду (5-6 лет и 6-7 лет). Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Музыкальное направление. Использованы методики развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности: Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Костина Э.П. Камертон. Программа. - М.: Просвещение, 2006. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - М.: ВЛАДОС, 1997. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, ВЛАД о С, 1999. Тарасова К.В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. - М.: Просвещение, 1998. Тютюнникова Т.Э. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками. - СПб., 2003. Ритмопластика. Использованы методики: 23 1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ВАКО, 2006. 2. Бурениной А.И. От игры до спектакля. - СПб.: 1995. 3. Каплунова И., Новоскольцева И . Ладушки. - СПб.: Композитор, 2000. 24 Приложение №1 Методические рекомендации Программа театральных занятий состоит из пяти разделов: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Постановочная часть». Деление на разделы носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны и часто переплетаются между собой. 1- ый раздел - «Театральная игра» - направлен на развитие осознанного игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя: S общеразвивающие игры на внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, на ориентацию в окружающей обстановке. S Специальные театральные игры, развивающие чувство правды и веры в вымысел. Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школе в будущем. Во время игры я создаю веселую, непринужденную атмосферу, не акцентирую внимание на промахах и ошибках, а зажатых детей подбадриваю. Дети делятся на несколько команд, или на исполнителей и зрителей. Одни оценивают действия других и сравнивают их с собственными. Эти игры затем используют в своей работе воспитатели. Специальные театральные игры главным образом направлены на развитие воображения и фантазии. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Играя друг с другом в обычной обстановке, дети способны искренне верить в любую воображаемую ситуацию, легко меняют свое отношение к предметам, месту действия, партнерам по игре. Вместе с тем, выходя на сцену перед зрителями, все эти способности как бы утрачиваются, появляются неоправданные жесты, становится невыразительной речь и т.п. Сохранить детскую наивность, непосредственность, которые проявляются в игре, при выступлении на сцене перед зрителями - задача педагога. Для этого я обращаюсь к личному практическому опыту ребенка и предоставляю ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомство детей со сценическим действием происходит на основе хорошо знакомых небольших сказок. Это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах. Для того, чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: для чего, зачем я это делаю? Для развития этой способности я использую упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами). Используются игры Бурениной А.И., Щеткиной А.В., Чуриловой Э.Г., Агаповой И.П. 2- ой раздел - «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие 25 психомоторных способностей ребенка, обретение им ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Маленькому ребенку легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела, музыка стимулирует фантазию ребенка, помогает творчески использовать пластическую выразительность. В раздел включены игры и упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, снятие зажимов. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Пластические образы создаются на музыкальном материале программы Э.П. Костиной «Камертон», используется электронная музыка для медитации и релаксации, современная детская музыка. Используются упражнения и игры Зиновьевой М., Э. Чуриловой, Бурениной А.И., Щеткиной А.В. В этот же раздел включено творческое музицирование, где каждому ребенку дана возможность выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сочинить способ игры, показать в различных движениях, украсить жестом и т.д. Общие задачи - вовлечь детей в стихию музицирования с использованием звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов; заинтересовать этой деятельностью; пробуждать двигательные реакции на музыку как основу для ее эмоционального переживания; развивать чувство метрической пульсации, ритма; формировать навыки взаимодействия в группе. Используются такие приемы, как имитация «эхо», творческое исследование, подражание, игры со звуками. Используется материал программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой, русский потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, а также музыкальные пальчиковые игры (по материалам журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Колокольчик»). Используются шумовые и ударные инструменты. 3-ий раздел «Культура и техника речи» - направлен на формирование у детей чистой, выразительной речи, правильного речевого дыхания. Включает артикуляционную гимнастику, голосовые упражнения, дыхательные упражнения. Чистоговорки для развития фонематического слуха и дикции. Условный порядок развития певческих навыков: дикция и артикуляция, дыхание, звукообразование, расширение диапазона, звуковедение. Песни исполняются как с сопровождением, так и без него. С 5-ти лет дети поют без сопровождения с поддержкой голоса педагога. Это звукоподражания, распевки, маленькие песенки, где мелодия состоит из двух-трех повторяющихся мотивов. Дети 6-7 лет поют песни более трудные, с более широким диапазоном, интересной ритмикой, мелодикой. Основная цель пения без сопровождения - развитие чистоты интонации. Сопровождение пения движениями подразумевает тот факт, что пение не совместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни выбираются спокойного, плавного характера (хороводы). Объединение пения и движений требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания. В начале используются песни с короткими фразами, несложные, небольшого диапазона, затем - более развернутые (двухчастной или трехчастной формы), различного характера, с разнообразными, но спокойными 26 движениями (т.к. резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится прерывистым и невыразительным). Для развития песенного творчества использую серию творческих заданий: 1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре. Дети 5-6 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты, им предлагается сочинить музыкальный ответ на предложенный текст, выполнить задания на нахождение тоники. В 6-7 лет дети пробуют сочинять попевки определенного жанра (песня, танец, марш). Даже в простейших упражнениях я обращаю внимание детей на выразительность их импровизаций. Придумываю разнообразные игровые ситуации, чтобы разбудить воображение детей. Например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу (ребенок импровизирует). А теперь пусть покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Когда нужно сочинить мелодию на определенный текст, то начинаем с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги трам-пам- пам - марш, ля-ля-ля - вальс и т.п. Для таких заданий подходят и хорошо знакомые детям считалочки, скороговорки, потешки и т.д. Раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида: 1. дыхательные и артикуляционные упражнения. 2. дикционные и интонационные упражнения. 3. творческие игры со словом. Понятно, что в этом возрасте, когда окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, мы не можем заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой. Главное здесь - донести детям, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в повседневной жизни. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям снять мышечные зажимы голосового аппарата, автоматизировать четкое произношение звуков, научить выстраивать фразу, расширять словарный запас. Речевые упражнения и игры включаются практически в каждое занятие в сочетании с театральными и ритмопластическими играми. Поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно 27 изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно использовать словарь, который, в свою очередь, тоже пополняется. На первом этапе начинаю учить детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный выдох (упражнения «Игра со свечой», «Мыльные пузыри» и т.п.). В дальнейшем в каждом занятии тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на интонацию. В начале обучения использую артикуляционную гимнастику для развития моторики губ, языка, челюсти, затем, упражнения для формирования мягкой атаки звука («упражнения по типу стона - «больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики» и т.п.), и на сочетание мягкой атаки с опорой звука (игры «Дрессированные собачки», «Птичий двор»). После решения этих задач больше внимания уделяю дикции, диапазону звучания, силе голоса, темпу речи и т.п. (на материале скороговорок и стихотворений). Объясняю детям, что наш голос похож на музыкальный инструмент. Он может звучать то высоко, то низко, то постепенно повышаться, то понижаться. Для того, чтобы дети смогли понять и почувствовать разную силу голоса, предлагаю прочитать знакомое стихотворение от имени разных сказочных героев, или придумать диалог между контрастными персонажами (Слон и Мышка, Бабочка и Паук, Василек и Старый Дуб и т.п.) Творческие игры со словами развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения, небольшие сюжетные рассказы. На занятиях они проводятся в сочетании с играми на превращение и действие с воображаемыми предметами и т.п. Используются игры и упражнения, предложенные Э. Чуриловой, А. И. Бурениной. 5- ый раздел - «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: У Особенности театрального искусства. У Виды театрального искусства. У Рождение спектакля. У Театр снаружи и изнутри. У Культура зрителя. Знакомство с этим материалом носит практический характер. Знания дети получают в ходе театральных игр, в процессе обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Для меня достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли словарный запас. 6- ой раздел - «Постановочная часть» - является вспомогательным, базируется на сценариях музыкальных сказок и включает в себя следующие темы: У Знакомство с пьесой. У От этюдов к спектаклю. 28 В процессе создания спектакля вовлекаются все дети без исключения. Существует несколько правил, которых я придерживаюсь в процессе подготовки к спектаклю: -не перегружать детей; - не навязывать свое мнение; - не позволять одним детям вмешиваться в действия других; - предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных. Дети всегда с нетерпением ждут каждой репетиции, работают с радостью, если чувствуют поддержку и уважение к своему труду как со стороны взрослых, так и со стороны своих сверстников. Материалом для сценического воплощения служат сказки, фантазийный мир которых очень близок детям. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, стремление понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выбирая материал для постановки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Но также и учитываю то, что сказка должна обогатить опыт ребенка, расширить его творческие возможности. В современных изданиях предлагается большое количество пьес для театра, где играют дети. Так, я ставила как уже готовые музыкальные сказки и детские оперы (Красев «Муха-Цокотуха», водевиль «Наши добрые соседи» Л. Олиферовой, так и сказочные пьесы, где музыка подбиралась самостоятельно («Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «Чудеса в Лукоморье», «Заюшкина избушка», «Репка»). Постановка спектакля происходит в тесной взаимосвязи с другими педагогами, хореографом, с воспитателями и родителями. Воспитатели повторяют с детьми текст, родители помогают сделать необходимые костюмы и реквизит. В процессе постановки дети начинают понимать принцип «здесь, сейчас, впервые» и начинают пытаться действовать каждый раз по-новому, вкладывать в свою роль маленький опыт, свои эмоции и ощущения. Приложение № 3 Театральный словарик Акт - законченная часть театрального представления. Антракт - перерыв между актами спектакля. Аншлаг - полный успех. Амфитеатр - места, расположенные за партером. Аплодисменты - одобрительные хлопки. Актер - деятельный, действующий (акт - действие). 29 Афиша - объяснение о представлении. Балет - вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Балкон - места над бельэтажем. Бельэтаж - 1 -ый этаж над партером и амфитеатром. Бенефис - выступление, посвященное одному артисту. Бенуар - ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены. Бис - восклицание, требование повторения. Браво - возглас одобрения. Бутафория - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. Дебют - первое исполнение роли в спектакле. Декорация - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене. Дирижер - управляющий музыкантами в оркестре. Занавес - бывает двух видов: поднимающийся и раздвижной. Имитация - подражание. Капельдинер - театральный служащий, находящийся у дверей зрительного зала. Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. - небольшое помещение. Овация - бурные продолжительные аплодисменты. Ложа Оркестровая яма - место для музыкантов. Парик - накладные волосы. Партер - ряды стульев и кресел посередине зала ниже уровня сцены. Персонаж - действующее лицо. Премьера - первое представление пьесы. Пролог - вступительная часть пьесы. Рампа - ряд лампочек, располагающихся по всей длине сцены. Режиссер - управляющий актерами и всей постановкой спектакля. Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актеру в спектакле. Софиты - подвешенные сверху приборы с лампочками. Спектакль - зрелище, которое представляют актеры. Суфлер - человек, подсказывающий актерам тексты ролей. Сцена - место, где представляют пьесу. Театр - место для зрелищ. Труппа - коллектив артистов театра. Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей время антракта. Эпизод - самостоятельная, законченная сцена произведения. Эпилог - послесловие, заключительная часть. Явление - часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. 30 Приложение № 4 Тест для родителей. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Любите ли вы ходить в театр? Вы бываете в театре не реже, чем один раз в месяц? Вам интересна театральная жизнь нашего города? Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни театральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художественный фильм, развлекательную программу? Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра? Вы бываете на всех премьерных спектаклях? Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках? Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров? Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на литературную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постановку? 10.Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на костюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)? Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, Ответ «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «иногда» - 1 балл. Интерпретация ответов: Если вы набрали от 0 до 10 баллов, Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусству можно охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к театру. Но если Вам удается попасть в театр, Вы получаете истинное наслаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спектакля. Если Вы набрали 15 - 20 баллов, Вы заядлый, поклонник театрального искусства. Вы - ценитель театра. Вне театрального пространства Вы себя не представляете. Советы родителям по организации театральной деятельности дома. «Театр - это волшебный мир, 31 Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» Б.М.Теплов Родители должны поддерживать интерес ребенка к театральной деятельности. Должны стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях, регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения ребенка. Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль. Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего ребенка, о том, как он прекрасно справился со своей ролью. По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения. Организуйте театр дома, но помните, он является не только средством развлечения, но имеет большое воспитательное значение. Серьезно отнеситесь к выбору репертуара, учитывайте интересы ребенка. Его возраст и развитие. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи. Для организации домашнего кукольного театра наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми. По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постанов Приложение № 5 Добро пожаловать в театр. Открылся занавес, И мы в чудесный мир попали! Здесь декорации и музыка, и свет. Актеры сказку добрую для нас сыграли... Куда пришли мы? Кто скорее даст ответ?...(в театр) 32 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Устройство театра: Фойе. Г ардероб. Зрительный зал: партер, балкон, бельэтаж. Сцена. Оркестровая яма. За кулисами: гримерные актеров, костюмерные, декорации. Осветительные приборы и установки. Музей театра. Буфет. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Театральные профессии: Актер. Режиссёр. Гример. Костюмер. Звукорежиссёр. Суфлёр. Декоратор. Осветитель. Дирижер, руководитель оркестра. Хормейстер, руководитель хора. Хореограф, постановщик танцев. Приложение №6 Творческие задания на развитие пантомимики. Задания: 1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная шапочка и др.) - смотрится в зеркало; - пробует любимое блюдо; - пробует нелюбимое блюдо; - выслушивает замечание; - выслушивает комплимент; - садится на стул. 2. Диалоги-пантомимы: - разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вокзале, в аптеке и т.д.; 33 - разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов. 3. Загадки-пантомимы: - в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) - отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке; - в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке); - отгадать профессию (по характерным движениям и позе); - отгадать каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.); - отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т.д.); - отгадать, какая на улице погода; - определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.). Примечание: в предлагаемых упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями. 4. Показать (руками или пальцами): - Стой на месте! - Идем со мной! - До свидания. - Давай помиримся. - Я тебя люблю! - Я боюсь. 5. Показать частями тела: - как твои плечи говорят: «Я горжусь»; - как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»; - как твой палец говорит: «Иди сюда!»; - как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»; - как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится...» 34 Приложение №7 Инсценирование стихотворений. 1. «Васильки» Г. Галиной Последовательность работы: 1. Познакомить детей со стихотворением «Васильки». Обсудить его содержание, предложить детям представить себя на месте девочек, цветов. 2. Драматизация стихотворения. Действующие лица: Цветы васильки - несколько детей Мотыльки - несколько мальчиков Две Девочки - (условно можно дать им имена) Мама - воспитатель или старшая девочка Под музыку (любой легкий по характеру звучания вальс) Цветы танцуют, между ними порхают Мотыльки. Вест танец строится на самостоятельной импровизации движений. С окончанием музыки дети останавливаются в любой красивой позе. Выбегают две Девочки, (без музыки), в руках у них сачки. 1- я Девочка: Ах, какие незабудки! 2- я Девочка: Ах, какие васильки! Обе девочки: Мы сорвем их! (наклоняются к цветам) Мама (подходит к Девочкам): Нет, не надо! Я напомню, дети, вам, Что на солнышке отрада Жить всем бабочкам, цветам! Снова звучит вальсовая музыка, все танцуют - Цветы, Мотыльки, Девочки и Мама. 2. - Ты почему расплакался? - Об кошку поцарапался! (В. Орлов) Эта маленькая шутка может быть использована как игра-соревнование на самое выразительное исполнения. Кроме того, её можно исполнить как вариант игры «Узнай по голосу». Организовать это можно следующим образом: 1. Выбирается водящий (считалкой или по жребию), которому завязвают глаза. Водящий становится в центре круга. 2. Все дети идут по кругу (под музыку или удары бубна), с окончанием музыки останавливаются. На счёт «Раз-два-три!» - громко «плачут» (хором). 3. Водящий подходит к кому-либо из детей, берет его за руку и спрашивает: «Ты почему расплакался?» 4. Ребенок отвечает водящему: «Об кошку поцарапался!» 35 5. Если водящий узнал отвечающего и назвал его имя, то они меняются ролями. Если не узнал - игра повторяется с тем же водящим. Очень удобны для обыгрывания стихотворения «Крокодил и Петух» Г. Сапгира и «Дракон» В. Берестова. 36 Приложение №8 Сказки-шумелки. 1. «М ы ш и ная и ст ория». Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ) Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ) Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ) Грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ) 2. «Заяц в лесу». Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ) Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) А на берегу лягушки сидели. 37 Увидели они зайца - и скок в воду. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)) 38 Приложение №9 Этюды на развитие творческого воображения Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т.е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений. 1. Перевернутый ящик - телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. 2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: - королевский трон; - аквариум с экзотическими рыбками; - костер; - куст цветущих роз. 3. Передать книгу друг другу так, как будто это: - кирпич; - кусок торта; - бомба; - фарфоровая статуэтка. 4. Взять со стола предмет, так, как будто это: - червяк; - горячая печеная картошка; - маленькая бусинка. 5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату. 6. Выполнять различные действия: - чистить картошку; - нанизывать бусы на нитку; - есть пирожное и т.д. 39 Приложение № 10 Распевки-упражнения (для постановки дыхания): 1. «Шалтай-болтай». Г олова тяжелая, как чугунный шар, падает на грудь, все тело безвольно обвисает, руки пудовые, свешиваются до самого пола. Г олову забрасываем с усилием то на одно плечо, то на другое. Голова скатывается обратно сама. Затем также закидываем голову вперед - назад. После этого - перекатываем с одного плеча на другое и вкруговую. Голова должна перекатываться под собственной тяжестью: Шалтай - роняем голову на правое плечо; Болтай - голова падает на грудь; Висел - голову закидываем на левое плечо; На стене - голова падает на грудь; Шалтай - голову роняем вперед; Болтай - голову закидываем назад; Свалился - снова вперед; Во сне - назад; Вся королевская конница - перекатываем голову с одного плеча на грудь и на другое плечо; Вся королевская рать - перекатываем голову с одного плеча на спину и на другое плечо; Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая... собрать - круговые движения головой то в одну сторону, то в другую. 2. Кричалка - «голосянка». Проверяем голос: Кто не будет с нами играть, того за уши дра... а...а...ть! (тянем себя за уши изо всех сил и кричим); Кто не будет с нами играть, того за волосы рва...а...а...ть! («рвём» на себе волосы); Кто не будет с нами играть, того за нос тяну...у...у...ть! (тянем за нос себя, можно соседа); Кто не будет с нами играть, того по спине колоти..и..и...ть! (колотим по спине соседа). 3. «Пять вздохов восхищения». Упражнение для тех, кто боится подать голос. Вспоминаем что-то замечательное или чудесное в своей жизни. Вздохнув, приподнялись на цыпочках, взмахнули руками и, задержав воздух, выдохнули с восхищенным возгласом: «Аааааааааах». На 2-й раз возглас продлили на весь выдох; на 3-й раз - чуть взлетели от восхищения и опустили голос на выдохе от верхнего до нижнего звука; 4-й раз - воспарили и дали голосу полную волю; 5-й раз зависли над полом и медленно выдыхая, как пушинка, опустились на пол. 4. «Шипучки» (ритмика с тренировкой дыхания). Педагог объясняет, что занимаясь тренировкой своего дыхательного аппарата сегодня нам поможет всего один звук - «ш». 40 - Вспомните, - когда мы в жизни слышим звук «ш». Он даже можетбыть протяжным - ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Давайте повторим его все вместе - ш-ш-ш-ш-шш-ш-ш. Дети отвечают, где встречается этот звук: - ветер шелестит листьями деревьев; - спускается воздушный шарик; - набегает и убегает с берега морская волна; - убегает вода из кипящего чайника; - жарится на сковороде картошка; - подносишь к уху морскую раковину; - встречаешь змею; - сыплется песок; мама укачивает ребенка спать и просит его не шуметь; - гладят вещи утюгом, перед этим побрызгав водой. Дети имитируют движения, во время которых слышен звук «ш». Произнося этот звук, они раскачивают ладошками, подняв вверх руки, делают вид, что сдувают воздушный шарик, подносят к уху раковину и вслушиваются в издаваемый ею звук, гладят утюгом и т.д. Усложняя упражнение, остальные показы можно делать с изменением динамики звука «ш». Например, когда волна набегает на берег, она сначала шумит с усилением, а потом ослабевает. Или когда экскаватор высыпает песок из кузова, то сначала тоже идет усиление, а затем - ослабление звучания. Так же надо произносить и звук «ш» - сначала с усилением его звучания, потом - с ослаблением. 5. «Собачки» (ритмика с тренировкой дыхания). Педагог рассказывает детям историю, задавая нужные эмоционально - образные сюжеты. - На улице бегали две собаки - большая и маленькая. Они бегали очень долго и очень устали. Подбежали они друг к другу и встали ядом. При этом собаки шумно дышали. Сейчас на ваших глазах я превращаюсь в волшебника и произношу волшебные слова: крибле, крабле,бумс! Теперь мы с вами на время превратимся из людей - девочек и мальчиков - в тех самых веселых собак, которые гуляли на улице. Покажите для начала, как дышала большая собака. Представьте себе. Что она просто огромного размера. (Дети высовывают языки и шумно дышат). - Нет, - поправляет педагог, - ведь эта собака устала, она даже немного задохнулась оттого, что набегалась. Значит, её дыхание будет частым. Покажите, каким. (Идет показ детей - частые дыхания). - Теперь, просит педагог, покажите, как будет дышать маленькая собачка. Звук её дыхания будет отличаться от звука большой собаки? (Идут показы и сравнения детей). - Осталось показать, как по дыханию мы узнали, что и маленькая собачка тоже набегалась и сильно устала. (Дети показывают разные примеры дыхания - высоким и низким «голосами»). - Отлично, - наше волшебство закончилось. Крибле, крабле, бумс! Я вновь превращаю вас в людей, вы снова стали мальчиками и девочками. Спасибо за 41 старание, потому что в этой игре мы с вами сделали зарядку для нашего дыхания, а ведь без правильно хорошего дыхания нет голоса. 42 Приложение №11 Игра «Звукоимитация» Педагог объясняет задание. Участники игры встают в ряд или в круг, и педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и произнося: «Поросенок, котенок, утенок». (Упрощенный вариант: педагог на ухо каждой девочке говорит - котенок, а мальчику - утенок, чтобы другие дети не слышали, а проверить правильно ли они выполнили просто: в одном домике - девочки, в другом - мальчики.) Педагог просит каждого участника игры запомнить, какой персонаж ему достался. Теперь каждый должен вспомнить, каким голосом и в каком настроении пребывает герой, потому что каждый из маленьких детенышей потерялся. Каким будет настроение у каждого из героев? Каким голосом 43 Приложение №12 «Муха-цокотуха» (фрагмент театрализованного представления) Звучит музыка, выходят двое детей-ведущих. 1 реб.: - Одну простую сказку. 2 реб.: - А может, и не сказку. 1 реб.: - А может, не простую хотим вам рассказать. 2 реб.: - Её мы помним с детства. 1 реб.: - А может, и не с детства. 2 реб.: - А может, и не помним, но будем вспоминать. 1 реб.: - Муха, муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. 2 реб.: - Муха по полю пошла. Муха денежку нашла. Вместе: - Пошла Муха на базар и купила самовар. Выходит Муха (воспитатель) с самоваром, накрывает на стол, хлопочет. Муха: - Вот и кончилась зима, в гости к нам пришла весна. Солнце стало греть теплее, дни становятся длиннее. Разбудила всех весна. На дворе звенит капель, Сегодня праздник - женский день. К чаю приглашу друзей - праздник будет веселей. Песня «Пых, пых, самовар» Под музыку входят Божьи коровки. Муха: - Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сем. 1 Бож. кор: - Лучше доктора любого лечит скуку и тоску Чашка вкусного крутого самоварного чайку. 2 Бож. кор: - Хорошо чайку попить, о том, о сем поговорить. А теперь пора сплясать, пляску нашу показать. 3 Бож. кор: - Мы божьи коровки - черны наши головки. В горошках платья наши, мы все поем и пляшем. Пляска божьих коровок (с цветами) Вылетает Пчела, в руках у неё корзинка с крендельками. Пчела: Муха: - Эх, чай, чай, чай, уж ты, кумушка, встречай. Уж ты, кумушка, встречай, прибауткой отвечай. - Пожалуй в гости, кума, а пока тебе работа для ума. Стоит толстячок, подбоченивши бочок. Кипит, шипит, всем чай пить велит. 44 Пчела: - Ну, конечно, самовар! Детки мои, пчелки - золотые челки, летите ко мне! Вылетают пчелки. 1 Пчелка: - Мы в этот радостный денек будем пить цветочный сок Душистый, сладкий, ароматный, а уж на вкус такой приятный! 2 Пчелка: - А для всех мы испекли вот такие крендельки. 3 Пчелка: - Маком посыпали, медом поливали. Хватит крендельков на всех, угостим мы ими всех. Танец пчелок Выходит Блошка. Блошка: - Ты прими от блошки вот эти серёжки. А сережки не простые - модные и золотые. Муха: спасибо, сережки на диво! Садись-ка вот тут, ещё гости придут. - Спасибо, Звучит музыка, влетает Бабочка. Песня Бабочки Бабочка: - Я проснулась и порхала, прилетела в гости к вам. Поздравляю! Поздравляю! Счастья, радости желаю! (Целуются) Звучит музыка, шуршание, осторожно, на цыпочках, входит Таракан. Песня Таракана Муха: Пчела: 1 Пчелка: 2 Пчелка: 3 Пчелка: букет - Спасибо, спасибо, красивый! - Очаровательно! - Замечательно! - Чудесно! Выходит Улитка, в руке е неё сумочка-домик. Улитка: Муха: - Я здесь живу недалеко, ползу я медленно, легко. Светла моя улыбка, я тетушка Улитка. - Добро пожаловать, соседка. Мы видимся с тобою редко. Мой дом для всех открыт всегда, и этой встрече рада я. Улитка: - Г остям и я была бы рада... Вот только ... Экая досада. (Разводит руками.) 45 Муха: Улитка: Муха: - Так что же все-таки случилось? - Ты знаешь, крыша прохудилась. - Ну что ты, это не беда. Друзья, спешите все сюда! Выходят кузнечики с музыкальными молоточками. Муха: - Ударит молоточком кузнец-мастеровой, И новой будет крыша над вашей головой. Кузнечик: - Идет кузнец из кузницы, несет кузнец два молота. Вместе: - Тук-тук-тук, тук-тук-тук, как ударим разом вдруг. Муха: - Ну что ж, беритесь вы за дело, мастеровые смело. Танец Кузнечиков с молоточками Улитка: - Ах, какой чудесный звон раздался со всех сторон. Разбудил и лес, и луг, заплясало все вокруг. Муха: - Бубны, гармошки, расписные ложки, Колокольчики берите, подходите, подходите. Оркестр Звучит зловещая музыка. Появляется Паук (воспитатель). Г ости застывают от ужаса. Первая песня Паука Паук набрасывает на Муху верёвочную петлю и постепенно подтягивает её к себе. Муха: - Дорогие гости, помогите! Паука-злодея прогоните! И кормила я вас, и поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час! Муравей: - Эй, козявочки, гурьбой кинемся мы смело в бой! Звучит музыка. Все мальчики бросаются на помощь Мухе, но Паук отталкивает их. Они разбегаются на места. Паук: - Я не только мух съем в единый дух. Я и пчел, и комаров - всех попробовать готов, Всех съесть готов! Ха-ха! Вторая песня Паука Стрекоза: - Ой, смотрите, к нам летит маленький Комарик! И в руках его горит маленький фонарик! 46 Прилет Комара, песня и борьба с Пауком Комар борется с Пауком и бросает его на пол. Паук уползает. Комарик: - Я тебя освободил? Муха: - Освободил! Комарик: - А теперь, душа-девица будем петь и веселиться! - Всё играет и поет, это уж как водится, Муха: Солнышко к себе зовет хороводиться! Гости: - Посмотрите, у ворот Муха песенки поёт. Инсценировка рус. нар. песни «Как у наших у ворот» 47