ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 385 «Сказка» (МБДОУ детский сад № 385 «Сказка») Принята педагогическим советом МБДОУ протокол № 1 от 28.08.2020 года Утверждена приказом по М БДОУ от 01.09.2020 года № 84/о / заведующий; У № 385 «Сказка» О Г. Краснова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» Направленность: художественная Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор составитель: Полищук Динара Юлаевна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2020 г. Содержание I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................3 1.1 Направленность программы.........................................................................3 1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы........................................3 1.3. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы............................................................................................................5 1.4. Отличительные особенности данной программы.....................................5 1.5. Категория и возраст детей............................................................................5 1.6. Обоснование уровней освоения дополнительной общеобразовательной программы..........................................................................................................10 1.7. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы 10 1.8. Количество обучающихся в группе.......................................................... 10 1.9. Формы и режим занятий............................................................................. 11 II. Учебный план дополнительной образовательной программы.................... 12 III. Содержание учебного плана.......................................................................... 14 IV. Планируемые результаты...............................................................................36 V. Оценочные материалы.................................................................................... 37 VI. Методическое обеспечение............................................................................37 VII. Материально-техническое обеспечение......................................................38 VIII. Список использованной литературы..........................................................39 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность программы Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности (далее - Программа) направлена на развитие у детей дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. 1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы Особенность программы заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно ориентированные на игровые технологии. Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. 3 Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Певческий голос - это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте, то надежный фундамент певческой культуры заложен. 1. Принцип воспитывающего обучения. Развиваем у детей ряд положительных качеств: внимание, умение заниматься в коллективе, выслушивать указания педагога, организованно выполнять задания, желание помогать друг другу и т.д. 2. Принцип сознательности и активности. Стремимся воспитывать у детей сознательное отношение к пению, заинтересованность пением. 3. Принцип наглядности. Образец исполнения песни педагогом, сочетание слухового и зрительного восприятия. 4. Принцип систематичности. Песни даются в определённой последовательности, усложняются с возрастом. 5. Принцип прочности. 4 Повтор выученных песен с использованием разнообразных элементов нового. 1.3. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, способностями. 2. Формировать умения петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон. 3. Развивать музыкальный слух детей дошкольного возраста, координацию слуха и голоса. 4. Формировать умение различать звуки по высоте. 5. Развивать чистоты интонирования, чёткость дикции, правильность певческого дыхания, артикуляцию. 6. Формировать певческую культуру, интерес к вокальному искусству. 7. Совершенствовать вокально-хоровые навыки. 8. Воспитывать коллектив единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества. 9. Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества. 1.4. Отличительные особенности данной программы Отличительные особенности данной Программы: начало занятий с детьми младшего дошкольного возраста, постепенное усложнение рисунка песни путем постепенного расширения диапазона, использование разнообразных методов и приемов для выразительного исполнения песенного репертуара в старшем дошкольном возрасте. 1.5. Категория и возраст детей Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-8 лет. 5 1 год обучения: 5-6 лет; 2 год обучения: 6-8 лет. Возрастные особенности детей: Дети шестого года жизни На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности. В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее. При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы. Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко слышать различать выразительные отношения музыкальных звуков. Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения. Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по какому- либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.). Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов и т. д. Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и в какойлибо период могут временно утрачиваться. 6 Характеристика певческой деятельности. На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей: • Голос стал более звонким. • Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы. • Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка). • Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне. • Могут петь на одном дыхании фразы песни. • Певческая дикция у большинства детей правильная. • Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность. Дети седьмого и восьмого года жизни На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. Ребенок избирательно относится к музыке, мотивируя свой выбор. В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. 7 Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны. Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: — эмоциональная отзывчивость на музыку; — развитый музыкальный слух; — память; — музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия; — способности к творчеству. Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально- сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой — постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений. Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости). Характеристика певческой деятельности. На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дельнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой октавы — до второй октавы (ре второй октавы — проходящая), хотя по- прежнему выделяются дети с высокими или низкими голосами. 8 Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Ребята, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении прекрасной песни. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар. Например, в исполнении детей этого возраста величественно звучи песня о Родине и в то же время они легко, с юмором передают содержание игровой шуточной песни. В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это не желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться охране детского голоса. Дошкольный возраст отличается многими характерными чертами: 1. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какойлибо одной проблеме. 2. Огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. Любознательность ребенка должна быть немедленно удовлетворена. 3. Ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает, то, что узнал на занятии. Необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному, одновременно расширяя проблему. 4. Иной темп мышления у ребенка. Ребенок думает медленнее. Новые знания, новая деятельность - и в том случае, если они в общем несложны, требуют времени, чтобы «вжиться» в ограниченную емкость детской памяти. 5. Мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующее: детям на занятии надо сначала показывать тот или иной предмет или указывать на то или иное явление и лишь потом вводить их словесное обозначение или соответствующий знак. Свойственные дошкольному возрасту характерные особенности значительно обширнее, но приведенные качества являются для преподавания наиболее важными. Учитывая возрастные закономерности развития музыкальных способностей детей и индивидуальные характеристики музыкальности детей, педагог успешнее решит стоящие задачи. Если в полной мере использовать возможности дошкольного детства - периода, который является сензитивным , т.е. наиболее благоприятным для музыкального развития ребенка, то у него сформируются многие качества, необходимые для дальнейшего развития - не 9 только музыкального, но и интеллектуального, нравственного, общекультурного. Однако главным все-таки будет вклад музыки в формирование эмоциональной сферы ребенка, связанный, прежде всего с обогащением этой сферы. Очень важно, чтобы музыка, которую мы предлагаем детям в этот период, была не только высокохудожественной, но и ярко выражающей доступные детям эмоции. Тогда она станет уникальным фактором развития их эмоциональной сферы - ведущей сферы психического в дошкольном детстве. 1.6. Обоснование уровней освоения дополнительной общеобразовательной программы Предлагаемая программа базового уровня реализуется в течение 9 месяцев обучения (72 часа) в год. Сроки реализации программы: 2 года. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации. Способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, индивидуальный. 1.7. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы Программа рассчитана на 2 года обучения - младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. старшая группа - первый год обучения - 5-6 лет, подготовительная группа - второй год обучения - 6-8 лет. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста). Всего в году - 72 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Группа с 5 - 6 лет с 6 - 7 лет Количество учебных часов, отводимых на освоение программы дополнительного образования В месяц В неделю В год 2 8 72 2 8 72 Продолжительность 20 мин 30 мин 1.8. Количество обучающихся в группе Сольное пение - не более 1 человека; Ансамблевое пение - от двух до 10 человек; 10 Групповое пение - не более 20 человек. 1.9. Формы и режим занятий Занятия проходят со всем коллективом, по подгруппам и индивидуально. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: • песни хором в унисон • хоровыми группами (дуэт, трио и т. д) • при включении в хор солистов • пение под фонограмму и фортепиано. Работа осуществляется через различные виды вокальной деятельности • сольное, ансамблевое пение, • слушание различных интерпретаций исполнения, • движения под музыку, • элементы театрализации. 11 II. Учебный план дополнительной образовательной программы Структура учебного плана включает дополнительные платные образовательные услуги, перечень которых формируется на основе анализа запросов воспитанников и их родителей (законных представителей). Программа обеспечивает целостность образовательного процесса, содействует эффективному решению преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программы способствует развитию детей дошкольного возраста. Деятельность по платному дополнительному образованию воспитанников во всех возрастных группах планируется с 01 сентября по 31 мая. Учебный план по платным образовательным услугам отражает: - специализацию занятий; - продолжительность занятий; - виды занятий; - количество занятий, часов. Направленности дополнительного образования соответствуют интересам и потребностям дошкольников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в МАДОУ, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Для оказания образовательных услуг МАДОУ создает следующие необходимые условия: - изучение спроса родителей (законных представителей) на предоставляемые услуги; - соответствие действующим санитарным правилам и нормативам; - соответствие требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг; - качественное кадровое обеспечение; - необходимое программно-методическое и техническое обеспечение. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 Содержание Восприятие музыки Артикуляция, выразительная дикция Освоение техники распределения дыхания Расширение певческого диапазона, чистота интонирования Эмоционально-выразительное исполнение Итого: Кол-во теорет. часов Кол-во практи ч. часов 5 9 4 3 5 13 6 7 Итого по программ е (общее кол-во часов) 10 22 10 10 5 26 15 46 20 72 12 Репертуар Количество занятий 10 20 Русские народные песни Детские эстрадные песни (с музыкальным сопровождением, под фонограмму) Песни из мультфильмов Упражнения и попевки 5-6 л. 6-7 л. 10 32 72 Промежуточная аттестация Открытые Количество отчетных занятия мероприятий 1 1 1 1 Мониторинг 1 1 Учебный график Дополнительные Месяц Месяц образовательные услуги Возрастной IX X XI XII I II III IV V период Максимальный допустимый объём образовательной нагрузки в неделю / месяц В о к а л ь н а я с т у д и я «К а п е л ь к а » 50 50 мин 50 мин / 50 мин 50 мин / 2 ч. мин / / 3 ч. 3 ч. 20 / 3 ч. 20 мин. 20 30 2 ч. мин. мин. мин. 30 мин. 1 час 1 час 1 час 1 час Подготовительная 1 час /4 /4 часа /4 /3 /3 к школе группа часа часа часа часа Старший возраст 50 мин / 3 ч. 20 мин. 1 час /4 часа 50 мин / 3 ч. 20 мин. 1 час /4 часа 50 мин 50 / 3 ч. мин / 20 2 ч. мин. 30 мин. 1 час 1 час /4 /3 часа часа Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с рекомендуемыми продолжительностью режимных моментов для возрастных групп, объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660 10, с учетом особенностей организации образовательного процесса ДОУ. Состав группы формируется с учетом желания детей и родителей. Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности вокальных навыков для детей 3-7 лет в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №14» Камышловского городского округа (далее «Учреждение»). Календарный учебный график разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 13 • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением главного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26; • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; • Уставом «Учреждения» III. Содержание учебного плана Занятие включает в себя: 1. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В артикуляционную гимнастику входит: • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.); • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), • массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. 2. Интонационно-фонетические упражнения. 3. Скороговорки. Чистоговорки. Стихи 4. Упражнения для распевания. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений 14 является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). 5. Песни. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 6. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: -знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) -работа над вокальными и хоровыми навыками; -проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: -споем песню с полузакрытым ртом; -слоговое пение («ля», «бом» и др.); -хорошо выговаривать согласные в конце слова; -произношение слов шепотом в ритме песни; -выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово; -настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); -задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит; -обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; -использовать элементы дирижирования; -пение без сопровождения; -зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: -выразительный показ (рекомендуется аккапельно); -образные упражнения; -вопросы; -оценка качества исполнение песни. 15 ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Сентябрь Содержание работы П ривет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го в о р к и У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же) Репертуар Музыкальное приветствие Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; «Лесенка» «На заре» «Урожай собирай». Муз. А. Филиппенко. «Бай качи, качи». Р.н.прибаутка. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. «Осенние листья» «В саду» «Комплексная зарядка» Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Осень» «Овощи на грядке» Октябрь 16 Содержание работы П ривет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т ихи. У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Ноябрь Программные задачи Психологическая настройка на занятие Репертуар «Здравствуйте» «»Комплексная зарядка» «Пробуждение» Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Осень» «Овощи на грядке» «Листики» «Кошкин дом» «Ворона и осень» «Урожай собирай». Муз. А. Филиппенко. «Бай качи, качи». Р.н.прибаутка. «Падают листья». Музыка М. Красева «Осень» «Осенние листья» «В саду» «Овощи» Репертуар «Здравствуйте» 17 А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать постепенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Декабрь Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. «Путешествие язычка» «Пробуждение» «Речевая зарядка» Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». «Зима» «Зимующие птицы» «Юла» «Переполох» «Урожай собирай». Муз. А. Филиппенко. «Бай качи, качи». Р.н.прибаутка. «Падают листья». Музыка М. Красева «Снежная песенка». Музыка Д. ЛьвоваКомпанейца. «Зимушка-зима». Музыка Алиферовой. «Петушки» «Снегопад» «На елке» Репертуар «Здравствуйте» 18 Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. «Путешествие язычка» «Пробуждение» «Речевая зарядка» Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». «Страшная сказка» У праж нения для распевания. Закреплять у детей умение чисто интонировать при постепенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. «Переполох» «Эхо» П есн и . Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. «Снежная песенка». Музыка Д. ЛьвоваКомпанейца. «Зимушка-зима». Музыка Алиферовой. «Елочка» А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи П а л ь ч и к о в ы е игры . «Зима» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник» «Снегопад» «На елке» «Как живете?» Январь 19 Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Репертуар «Путешествие язычка» «Пробуждение» «Речевая зарядка» «Вопрос-ответ» «Зима» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник» «Елка» «Эхо» «Как под горкой» «Снежная песенка». Музыка Д. ЛьвоваКомпанейца. «Зимушка-зима». Музыка Алиферовой. «Елочка» Муз. А. островского. «Замок» «Гости» 20 Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Февраль Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук -У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5. Учить детей работать с микрофоном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Репертуар «Щенок» «Речевая зарядка» Дудочка» «Лошадка» «Вопрос - ответ» «Зима» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник» «Елка» «Как под горкой» «Снегири» «Снежная песенка». Музыка Д. ЛьвоваКомпанейца. «Зимушка-зима». Музыка Алиферовой. «Бравые ребята» «Самолеты» «Моряки» «Замок» «Гости» «Пирог» 21 Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. Март Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу А р т и куляц и о нна я гим наст ика Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и У праж нения для распевания. П есн и . Репертуар «Щенок» «Речевая зарядка» «Дудочка» «Лошадка» «Зайчик» Произношение согласных - шипящих «Весна» «Мамин праздник» «Чики-чики, чикалочка» «Поезд» «Про козлика». Музыка Г. Струве. «Песенка друзей». Муз. В. Герчик. «Мамин праздник». Муз. Ю. Гурьева. «Бравые ребята» «Самолеты» «Моряки» 22 П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. движения). Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Апрель Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу «Гости» «Пирог» «Пирожки» Репертуар А р т и куляц и о нна я гим наст ика Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. «Щенок» «Речевая зарядка» Дудочка» «Лошадка» «Зайчик» И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Произношение согласных - шипящих С к о р о го в о р к и Ч и ст о го в о р к и С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . Продолжать учить детей петь естественным голосом, без «Весна» «Мамин праздник» «Почта» «Строим дом» «Карамель» «Про козлика». Музыка Г. Струве. 23 П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. «Песенка друзей». Муз. В. Герчик. «Мамин праздник». Муз. Ю. Гурьева. «Скворушка». Муз. Ю. Слонова. «Вышли дети в сад зеленый». Польская н.п. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. «Стирка» «Жуки» «Прогулка» Май Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Репертуар «Домик» «Щенок» «Эхо» Произношение согласных - шипящих «Почта» «Животные» 24 У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки: - Петь естественным звуком без напряжения; - Чисто интонировать в удобном диапазоне; Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. «Аты-баты» «Разговоры». «Песня волшебных красок». Музыка Л. Олифировой «Скворушка». Муз. Ю. Слонова. «Вышли дети в сад зеленый». Польская н.п. «Бумажные кораблики» «Портреты пальчиков» «Дружба» ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Содержание работы П ривет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го в о р к и Сентябрь Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же) Репертуар Музыкальное приветствие Комплекс гимнастики Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. Су-су-су, су-су-су белку видели в лесу. 2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу сидит ворон на дубу. 3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой! Зайке холодно зимой 4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа. 25 5. Са-са-са, вот летит оса. 6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша каша хороша! 7. Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Ищут, ищут мячик девочка и мальчик. 8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше, Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Выходи из камыша. У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы П ривет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Октябрь Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных Песенки - распевки на одном тоне «Осень». Музыка А. Арутюнова. «Лиса по лесу ходила». Р.н.п. «На горе-то калина». Р.н.п. 1. «Дружба» 2. «В гости» Репертуар «Здравствуйте» Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной 26 С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т ихи. У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Ноябрь Программные задачи Психологическая настройка на занятие А р т и куляц и о нна я гим наст ика Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией последовательности. 1. Сшила Саша Сашке шапку. 2. Шесть мышат в камышах шуршат. По терциям «Осень». Музыка А. Арутюнова. «Лиса по лесу ходила». Р.н.п. «На горе-то калина». Р.н.п. «Скворушка прощается». Музыка Т. Попатенко. 1. «Дружба» 2. «В гости» 3. «Кошка и мышка» Репертуар «Здравствуйте» Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». 27 С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать постепенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Декабрь Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. 1. Сшила Саша Сашке шапку. 2. Шесть мышат в камышах шуршат. 3. Кукушка кукушонку купила капюшон. По терциям и квартам «Лиса по лесу ходила». Р.н.п. «На горе-то калина». Р.н.п. «Скворушка прощается». Музыка Т. Попатенко. «Русская зима». 1. «Кошка и мышка» 2. «Домик» Репертуар «Здравствуйте» А р т и куляц и о нна я гим наст ика Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]. И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Упражнение «Страшная сказка» «Вопросы-ответы» 28 Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а привет ст вие. А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при постепенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Январь Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с 1. Сыворотка из - под простокваши. 2. Три сороки - тараторки тараторили на горке. 3. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки. Песенки - распевки по трезвучаю «Русская зима». «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. «Горячая пора». Музыка А. Журбина. 1. «Домик» 2. Зима» 3. Самомассаж кистей и пальцев рук. Репертуар «Здравствуйте» Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]. Упражнение «Страшная сказка» «Вопросы-ответы» 29 показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо У праж нения для распевания. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала П есн и . 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном «Русская зима». «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. «Горячая пора». Музыка А. Журбина П а л ь ч и к о в ы е игры . Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Самомассаж кистей и пальцев рук. Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а - Февраль Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, 1. Сыворотка из - под простокваши. 2. Три сороки - тараторки тараторили на горке. 3. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки. 4. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку. По трезвучаю Репертуар «Здравствуйте» 30 привет ст вие. психологическая настройка на работу А р т и куляц и о нна я гим наст ика Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук -У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а п р и ве т с т ви е . Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]. Упражнение «Страшная сказка» «Вопросы-ответы» 1. Сова советует сове, спи соседка на софе, на софе так сладко спится, о совятах сон присниться. 2. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы, все озёра - зеркала, из зеленого стекла. Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать Песенки - распевки вверх и вниз1-3-5-3артикуляцию, прикрытый звук. 1 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после «Зимняя песенка». Музыка М. Красева. музыкального вступления, точно попадая на первый звук; «Русская зима». Музыка Л.Олиферовой 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. «Сапожник». Франц.н.п. 3. Совершенствовать умение детей петь с динамическими «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. «В просторном светлом зале». Музыка А. Штерна. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. «Будем моряками». Музыка Ю. 5. Учить детей работать с микрофоном. Слонова. «Бравые ребята» Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную 1. Самомассаж кистей и пальцев рук. чувствительность. 2. «Зимующие птицы» Март Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Репертуар «Здравствуйте» 31 А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го в о р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]. Упражнение «Страшная сказка» «Вопросы-ответы» Произношение слогов (ба-бэ ...) Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. 1. Сова советует сове, спи соседка на софе, на софе так сладко спится, о совятах сон присниться. 2. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы, все озёра - зеркала, из зеленого стекла. Постепенное вверх и по трезвучию вниз «Будем моряками». Музыка Ю. Слонова. «Идет весна». Музыка В. Герчик. «Долговязый журавль». Р.н.п. 1. «Мамин день» 2. Самомассаж кистей и пальцев рук. Апрель 32 Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а п р и ве т с т ви е . А р т и куляц и о нна я гим наст ика И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. С к о р о го в о р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи У праж нения для распевания. П есн и . Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Репертуар «Здравствуйте» Повторение всех комплексов Произношение слогов с глухими согласными (па-пэ ...) «Страшная сказка» 1. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит, Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи. 2. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек. Постепенное вверх и по трезвучию вниз «Идет весна». Музыка В. Герчик. «Долговязый журавль». Р.н.п. «Зеленые ботинки». Музыка С. Гаврилова. «Моя Россия». Музыка Г. Струве. 33 П а л ь ч и к о в ы е игры . Содержание работы К о м м у н и к а т и в н а я и гр а п р и ве т с т ви е . Продолжать обучать детей работать с микрофоном. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Май Программные задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу А р т и куляц и о нна я гим наст ика Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. И н т о н а ц и о н н о -ф о н е т и ч е с к и е упраж нения. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. С к о р о го во р к и . Ч и ст о го во р ки . С т и хи Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. 1. «Гроза» 2. Самомассаж кистей и пальцев рук. Репертуар «Здравствуйте» Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики. Произношение слогов с глухими согласными (па-пэ ...) 1. Су-су-су, су-су-су белку видели в лесу. 2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу сидит ворон на дубу. 3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой! Зайке холодно зимой! 4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа. 34 5. Са-са-са, вот летит оса. 6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша каша хороша! 7. Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Ищут, ищут мячик девочка и мальчик. 8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше, Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Выходи из камыша. У праж нения для распевания. П есн и . П а л ь ч и к о в ы е игры . Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Поступенное вверх и поступенно вниз Совершенствовать вокальные навыки: - Петь естественным звуком без напряжения; - Чисто интонировать в удобном диапазоне; Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. «Зеленые ботинки». Музыка С. Гаврилова. «Моя Россия». Музыка Г. Струве «До свиданья, детский сад». Музыка Г. Левдокимова. «Все новое у нас». Музыка Г. Струве. Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. 1. «Гроза» 2. Самомассаж кистей и пальцев рук. 35 IV. Планируемые результаты Группа детей 5-6 лет Группа детей 6-7 лет 1. Поет естественным звуком, мягко, напевно; 2. Эмоционально и выразительно исполняет песни; 3. Чисто интонирует в удобном диапазоне; 4. Проявляет желание солировать; 5. Узнает песни по любому фрагменту. 6. Правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы. 7. Выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета). 8. Выступать на сцене с другими участника коллектива. 1. Поет выразительно, естественным голосом без напряжения; 2. Чисто интонирует в удобном диапазоне; 3. Слышит вступление, начинает и заканчивает пение вместе со всеми детьми, и самостоятельно; 4. Проявляет желание солировать; 5. Узнает песни по любому музыкальному фрагменту; 6. Правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы; 7. Выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета). 8. Достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете. 9. Выступать на сцене с другими участника коллектива. Воспитанники знают: • основы музыкальной грамоты; • навыки вокально-хоровой деятельности; • элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах; • культуру поведения на сцене. • правила техники безопасности; Воспитанники умеют: • исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция); • вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении; • исполнять простые и сложные вокальные произведения, двухголосные песни; • исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм). • двигаться под музыку, не бояться сцены. Воспитанники имеют опыт: 36 работы в вокальном ансамбле; • слушания одновременно звучащих голосов, ведения собственной мелодической линии; • в исполнении песни в дуэте, трио или квартете; • выступления на сцене с другими участника коллектива; работы с микрофоном. V. Оценочные материалы образовательной программы В целях обеспечения качества результатов освоения воспитанниками МАДОУ дополнительной общеразвивающей программы применяются следующие виды контроля: текущий контроль над процессом реализации Программы и оформлением документации; тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем Программы; итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания Программы. Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей. Учет достижений детей осуществляется педагогом дополнительного образования, проводящим занятия и старшим воспитателем. Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей Программы осуществляется с помощью таких форм, как: концерты, организованные в детском саду, участие в региональных, окружных и областных конкурсах, выступления для родителей и т.д. V. Оценочные материалы VI. Методическое обеспечение Методы реализации Программы дополнительного образования О б ъ я с н и т е л ь н о -и л л ю с т р а т и в н ы й метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями. Р епродукт ивны й метод формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. 37 Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов). Метод импровизации и сценического движения. Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей. Дополнительная общеразвивающая Программа вокальной студии предусматривает формирование универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: 1. Исполнительские 2. Культурологические; 3. Креативные; 4. Здоровьесберегающие; 5. Коммуникативные. VII. Материально-техническое обеспечение Оснащение музыкального зала Площадь помещения: 96,4 кв.м. _____________________ Детские музыкальные инструменты_________________ Бубен____________________________________________________________________ Ксилофон________________________________________________________________ Металлофон______________________________________________________________ Игровые ложки___________________________________________________________ Маракасы________________________________________________________________ Трещотка________________________________________________________________ Барабан с палочками______________________________________________________ Треугольники_____________________________________________________________ Колокольчики____________________________________________________________ Свистульки_______________________________________________________________ Шумовые инструменты____________________________________________________ Погремушки______________________________________________________________ Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления _____________________________ маленького артиста_________________________ Комплект детских костюмов для театрализованной деятельности Аудио-, видеотехника, аудио-, видеотека 38 Комплект CD дисков с музыкальными произведениями___________________________ Комплект CD со звуками природы_____________________________________________ Пианино____________________________________________________________________ Музыкальный центр__________________________________________________________ Микрофоны_________________________________________________________________ Проектор с экраном__________________________________________________________ _____________________ Методические пособия и материалы____________________ Музыкально-дидактические игры Наглядные материалы (иллюстрации к песням, портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов и т.п.) Фланелеграф________________________________________________________________ Сборники детских песен Методическая литература Мольберт___________________________________________________________________ VIII. Список использованной литературы Перечень нормативных и нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017г.// Официальный интернет портал правовой информации: (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://dokumenty24.ru; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями); 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р о Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/; 4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008); Перечень литературных источников 7. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь, - М.: «Советский композитор», 1989г. 8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1997г. 9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному 39 воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», - С Пб,: 2010. 10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 11. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. - С-Пб.: «Музыкальная палитра», 2005 г., 48 стр. 12. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М.: Просвещение, 1982г. 13. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М.: «Линка-Пресс», 2008г., 223 стр. 14. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1986г. 15. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г. 16. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Просвещение, 1984г. 17. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Музыка, 2004г. 40